- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Правительство похвалилось дефицитом бюджета
госбюджета Украины в 2009 году составил 16,9 млрд. грн. В то же время ранее эксперты заявляли, что он по итогам года (без учета дефицитов НАК «Нафтогаз Украины», Пенсионного фонда, а также затрат на рекапитализацию банков) составит в лучшем случает 35 млрд. грн.
Бюджетный комитет Верховной Рады представил детальную разбивку доходов и расходов госказны в 2009 году: эта информация показывает, на чем правительство сэкономило, чтобы минимизировать дефицит.
Трюк от МВФ
В письме к Международному валютному фонду (МВФ), которое было опубликовано в СМИ в декабре прошлого года, Кабмин признал, что уже на конец сентября дефицит госбюджета превысил 42 млрд. грн. По словам экспертов, первой мерой, к которой прибегло правительство для его минимизации, стало зачисление в доходы казны средств, полученных от МВФ. Речь идет о конвертированных в гривню SDR (валюта МВФ), которые Кабмин получил из своей квоты в Валютном фонде. По оценкам экономиста «Конкорд Капитал» Никиты Михайличенко, таким образом правитель-
ство увеличило бюджетные доходы на 12-15 млрд. грн. «У Кабмина возникла дилемма: включать эти средства в бюджетные доходы или в финансирование дефицита. Был выбран первый вариант», — считает эксперт «Конкорд Капитал».
О том, что такая трансакция имела место, свидетельствуют и данные, обнародованные бюджетным комитетом. В конце года доходы по абстрактной статье «Другие поступления» резко выросли: по сравнению с планом — на 15,5 млрд. грн., по сравнению с ноябрем — на 15,9 млрд. грн. Эксперты убеждены, что такая резкая динамика связана именно с зачислением в доходы помощи МВФ.
Эх, дороги…
Однако зачисления средств МВФ в доходы бюджета было Кабмину недостаточно, для того, чтобы достичь не столь большого дефицита. Налоговые поступления в бюджет, по данным бюджетного комитета, в 2009 году составили 148,9 млрд. грн., что приблизительно на 30 млрд. грн. меньше запланированного объема. И это несмотря на авансовые платежи, которые предприниматели вынуждены были перечислять в казну в течение года. В результате на те же 30 млрд. грн. были недовыполнены общие доходы: 225 млрд. грн. против запланированных 255 млрд. грн.
Кабмину пришлось резать бюджетные расходы: в итоге вместо запланированных 285 млрд. грн. из бюджета было выплачено 242 млрд. грн. «Под скальпель» минфиновских «хирургов» попали такие важные статьи расходов, как финансирование программ в рамках подготовки к Евро-2012 (из запланированных 9,2 млрд. грн. не было перечислено ни копейки) и инвестиции из Стабилизационного фонда. Также существенно урезали финансирование Вооруженных сил. Например, на закупку и модернизацию военной техники в 2009 году вместо запланированных 1,2 млрд. грн. было перечислено в десять раз меньше. Приблизительно вполовину были сокращены затраты на содержание и развитие автодорог — вместо 8,7 млрд. грн. только 4,4 млрд. грн.
Статьи расходов госбюджета-2009, на которых правительство сэкономило больше всего, млрд. грн.
Расходы | Запланировано в госбюджете-2009 | Фактическое выполнение |
На финансирование программ в рамках подготовки Евро-2012 | 9,20 | 0 |
Стабилизационного фонда | 7,92 | 0 |
На развитие и содержание сети автодорог, строительство мостов | 8,70 | 4,40 |
На обслуживание внутреннего госдолга | 7,17 | 4,66 |
На закупку и модернизацию оборудования и военной техники | 1,22 | 0,11 |
На дотации Пенсионному фонду на пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, надбавок и повышений к пенсиям | 31,12 | 30,14 |
На подготовку кадров высшими учебными заведениями III-IV уровней аккредитации | 10,14 | 9,42 |
На обеспечение Вооруженных сил связью, создание и развитие командных пунктов и автоматизированных систем управления | 0,72 | 0,01 |
На строительство или покупку жилья для военнослужащих | 0,75 | 0,09 |
На реализацию программ помощи Европейского сообщества | 0,66 | 0 |
Всего: | 77,60 | 48,84 |
Данные бюджетного комитета Верховной Рады