В Киеве считают, что за Окружной — пустыня

Глава Киевской областной государственной администрации Евгений Жовтяк считает, что территория
Киева, если сравнивать с другими столицами, используется нерационально. Он — один из немногих,
кто не намерен баллотироваться в парламент нового со

После своего назначения на пост руководителя Киевской области в январе 2005 года он отстранился от громких кампаний. В начале этого года Жовтяк заявил о том, что не намерен баллотироваться в парламент нового созыва и рассчитывает оставаться на посту главы обладминистрации до истечения полномочий главы государства. В интервью «ДЕЛУ» он поделился своими планами на ближайшие четыре года

После вашего перехода из парламента в кабинет главы областной администрации вы прекратили свои публичные выступления. Время активной политической деятельности для вас прошло?

– Работа главы областной администрации заключается в результатах области, то есть надо дать оценку именно тому, какие социально-экономические показатели развития области достигнуты. Чтобы достичь этого, нет потребности выступать в прессе либо на митингах. Раньше другого способа добиться изменений в Украине, нежели убедить людей в том, что власть в стране преступна, не было. Поэтому я был участником событий, связанных с акцией «Украина без Кучмы» и активным участником президентской избирательной кампании.

Интересуются ли вашей деятельностью члены Кабинета Министров и Секретариат президента?

– У главы областной госадминистрации есть определенный круг обязанностей и нет потребности ежедневно согласовывать какие-то шаги. Есть программа президента и программа деятельности правительства, их нужно выполнять и лишний раз не надоедать руководству страны своими вопросами. Если человек не уверен в своих действиях и не знает, что ему делать, тогда, естественно, можно ежедневно звонить и спрашивать: «Юрий Иванович, Виктор Андреевич, а как мне это сделать, а как это»?

Как оценила итоги вашей работы квалификационная комиссия Кабмина?

– Комиссия оценивала работу областных администраций по 32 показателям. В основном в ее состав входили представители Министерства экономики. Согласно этим показателям составлялся рейтинг областей Украины. Киевская область 2004 год закончила на девятом месте, а 2005 уже на третьем. Это может быть подтверждением того, что мы делали меньше ошибок, нежели наши коллеги в других областях.

Какие посты в обладминистрации занимают сейчас люди, нанятые на работу лично вами, и остались ли люди бывшего губернатора?

– Согласно Конституции, с приходом нового президента должна быть произведена замена людей на ключевых политических должностях. Это посты глав областных и районных государственных администраций, а также их заместителей. Что касается остальных членов команды, то их прием на работу и увольнение регулируется трудовым законодательством.

Несмотря на то, что все заместители главы Киевской обладминистрации, которые были назначены моим предшественником, согласно Конституции написали заявления о сложении полномочий, двое из них получили возможность доработать на своих постах до выхода на пенсию. Я думаю, что большинство моих коллег в других областях поступили так же, и утверждения о том, что в Украине происходили политические преследования, просто высосаны из пальца.

В течение года были заменены руководители нескольких управлений областной администрации. Сейчас работает новый руководитель управления образования и управления по охране здоровья. Недавно, почти через год после моего назначения, был назначен новый руководитель финансового управления. Все кадровые изменения происходили строго в соответствии с трудовым законодательством, и даже там, где трудовое законодательство разрешало действовать быстрее, но чисто по-человечески нужно было подождать, мы ждали.

Заместитель Александра Омельченко Владимир Яловой, выступая на телевидении, заявил, что генеральный план развития Киева и генплан развития области нельзя составлять отдельно, что это должен быть один документ, который бы определял взаимоотношения и развитие инфрастуктуры. Как вы относитесь к этой идее?

– В свое время Киев очень долго добивался особого отдельного статуса. Теперь вопрос как раз заключается в том, что если Киев и Киевская область – это две абсолютно разные административно-территориальные единицы, о чем записано в Конституции, то такое генеральное планирование должно происходить при взаимном согласии. В отличие от города Киева, который ни с кем не согласовывал свой генеральный план, мы написали письма с просьбой указать свои предложения местным властям Киева, Житомирской, Черкасской, Полтавской, Черниговской областей. Через Министерство иностранных дел мы обратились к властям республики Беларусь, с которой граничит область, с тем, чтобы они тоже высказали свои предложения. Возможно, они видят коммуникации, которые должны пройти по территории Киевской области и Беларуси. К примеру, наша идея открытия международного перехода возле села Вильча в Полесском районе не только даст толчок развитию этого депрессивного региона, но и сократит на 150 километров путь из Киева до Минска и стран Прибалтики. В Киеве же поступили так, словно за окружной дорогой начинается пустыня.

Ни одна европейская столица сегодня не строит свои планы развития за счет расширения территории. Я с удивлением узнал, что даже генеральный план развития Москвы не предполагает захват новых территорий. Кстати, территория Москвы только на 30% больше, чем Киева, но при этом ее население в три раза больше, чем в Киеве. В Париже густота населения в четыре раза больше, чем в Киеве, а площадь его вдвое меньше киевской. Киеву следует упорядочивать свое хозяйство, заниматься своими запущенными кварталами и делать их цивилизованными. А на территории Киевской области будут развиваться города-спутники.

Как обстоит дело с Козином Киевской области, ведь на передаче его в подчинение киевским городским властям настаивает руководство администрации?

– Что касается самого села Козин, то оно находится на территории Киевской области, и дискуссии о его подчинении быть не может. Спор идет вокруг части земель Козинского сельсовета, которые лежат между Киевом и Козином и на которые претендует Киевская городская администрация. Межведомственная комиссия, созданная Кабинетом Министров, должна детально разобраться со всеми документами и принять решение относительно границ двух административных единиц.

Каков объем инвестиций в экономику области за время вашего руководства?

– Общий объем инвестиций на сегодня - около $590 млн. Из них около 10% - это поступления за прошедший год.

Куда инвесторы вкладывают средства?

– Основные инвестиции направляются в перерабатывающую отрасль. В этом году заработал комплекс по изготовлению свежемороженых фруктов в Бориспольском районе и еще ряд проектов, связанных именно с переработкой продукции сельского хозяйства. Сейчас мы ведем переговоры о создании оптового продуктового рынка, где будет комплекс по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции. Общий объем инвестиций в этот проект может достичь миллиарда долларов США. 

С кем ведутся переговоры?

– Переговоры ведутся с пулом бизнес-структур в Нидерландах.

Как идет реализация планов администрации по развитию транспортных развязок в области?

– В наших планах строительство окружной дороги, протяженность которой составит около 208 км. Мы планируем строительство двух мостовых переходов через Днепр – выше и ниже Киева по течению. Отдельные участки этой дороги мы планируем построить уже в ближайшие 4 года, то есть до следующих президентских выборов будут введены в эксплуатацию участки, которые соединят Варшавскую и Житомирскую трассы. Этот проект требует около 20 млрд. грин. инвестиций, которые еще предстоит найти, но не имеет смысла начинать поиски, не начав работу.

В этом году будут производиться работы по реконструкции на существующей ныне окружной дороге Киева в районе Жулян. Но еще полгода назад никто не хотел за это браться, и только настойчивость областной госадминистрации сдвинула этот проект с мертвой точки.

Вопрос взаимоотношений с областным советом. Чего вы ожидаете от новых выборов?

– Относительно отношений с областным советом, то я б не сказал, что они очень сложные, потому что все важные предложения, которые подавала областная госадминистрация, были поддержаны облсоветом. Самое важное, чем должен заниматься именно облсовет – это бюджет. И наши бюджетные предложения всегда проходили. И именно потому, что наши предложения были четкими и понятными, облсовет их принимал.

В прошлом году на Киевщине впервые за годы независимости более 80% учителей летом пошли в отпуск, получив отпускные. Раньше областная администрация просто не ставила таких задач. 2006 год мы начали (впервые за 15 лет) без долгов по заработной плате бюджетникам. Сегодня я поставил задачу, что зарплата должна не просто выплачиваться вовремя, но еще и должна авансироваться. То есть мы переходим на выплату зарплаты двумя частями. И этот подход не был бы реализован, если бы не было сотрудничества с областной радой, если бы не были внесены вовремя предложенные администрацией изменения в областной бюджет.

Вы говорили о том, что некоторые депутаты облсовета открыто выступали против прозрачных земельных аукционов в области.

– Это следствие активной избирательной кампании. Таким экстравагантным способом они пытались бороться с распоряжениями главы областной администрации, чтобы привлечь к себе внимание и попасть в определенные партийные списки. Вероятно, они думали, что сделают их более привлекательными. Я думаю, что в областном совете следующего созыва будет пропрезидентское большинство, которое все поставит на свои места. 

За счет каких средств можно увеличить долю «свободных средств» в местных бюджетах, не закрепленных правительственными программами?

– Для того чтобы существенно изменить роль местного самоуправления, безусловно, нужны изменения в законодательстве. Перераспределение бюджета страны должно существенно измениться в пользу местных бюджетов. На сегодняшний день местные бюджеты фактически стали кассами по выплате зарплаты и оплате счетов за энергоносители и коммунальные услуги. На другие цели средств в них не предусмотрено. Это идет вразрез с закрепленными в Конституции правами местного самоуправления и с ратифицированной Украиной Хартией местного самоуправления. Изменить ситуацию можно за счет введения налога на недвижимость как местного налога, чтобы собранные средства оставались в местных бюджетах. Одновременно следовало бы сократить ставки некоторых общегосударственных налогов, дабы общее налоговое давление на деловую активность не увеличивалось. Введение такого налога и снижение общегосударственных налогов будет означать, что местные бюджеты, наконец, получат средства, чтобы создавать бюджеты развития и заниматься теми функциями, которые прописаны в Конституции в законе о местном самоуправлении.

Как формировался бюджет области на 2006 год? Учитывали ли Министерство финансов и Бюджетный комитет Верховной Рады пожелания местных властей?

– В принципе, эта дискуссия между самоуправлением или местными администрациями и Министерством финансов сводится к тому, правильно ли в министерстве сосчитали средства, которые нужно выплатить работникам сферы образования и охраны здоровья. Министерство финансов посчитало, что на зарплату нужно столько-то, на газ – столько-то, а потом говорит: «Берите эти деньги - и ни в чем себе не отказывайте. Развивайте местное самоуправление». Когда городской голова располагает в бюджете средствами лишь на то, чтобы заплатить зарплату учителям и рассчитаться за коммунальные услуги и энергоносители, то очевидно, что речи о местном самоуправлении быть не может. С таким же успехом на его месте мог бы сидеть бухгалтер, который выписывал бы соответствующие платежки.

Но ведь существуют также и специальные программы.

– Естественно, есть определенные областные программы, которые утверждаются. Но они преимущественно символические. В Киевской области через областной бюджет проходит миллиард гривен, а депутаты могут по своему усмотрению распределить только 16 млн. грн. Понятно, что на эти деньги почти ничего сделать нельзя.