НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

45,25

45,00

Налоговики получили право запрашивать у банков информацию о счетах их клиентов

Налоговый кодекс дал право налоговым органам получать от банков справки и копии документов о наличии банковских счетов. О том какая информации о клиенте и по чьим запросам может выйти за пределы банка проанализировал эксперт из КПМГ
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

На сегодняшний день для украинских банков и их клиентов актуальным является вопрос сохранения конфиденциальности информации, являющейся банковской тайной. Естественно, что при открытии счета в банке и в дальнейшем при осуществлении операций банком по счетам клиента, банку становятся доступными данные, которые являются «чувствительной» информацией. Поэтому, как банк, так и клиент не заинтересованы в том, чтобы доступ к таким сведениям получали третьи лица. Вместе с тем украинским законодательством предусмотрено, что ряд органов государственной власти при выполнении ими своих функций (в частности, борьба с преступностью, взимание налогов и т.д.) имеют право получать доступ к указанной информации.

Финмониторинг широкого охвата

В соответствии с положениями украинского законодательства, а именно статьи 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121-III (с изменениями и дополнениями) («Закон о банковской деятельности»), банковская тайна – это информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента или взаимоотношений с ним при предоставлении услуг банка, и разглашение которой может причинить материальный и моральный ущерб клиенту. В то же время, согласно положениям статьи 62 Закона о банковской деятельности, банк обязан раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, по требованию ряда государственных органов - в частности, Прокуратуры, СБУ, МВД, налоговых органов, Государственного комитета финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг).

Среди указанных государственных органов наиболее обременительным для банков, с точки зрения предоставления информации, является финансовый мониторинг. В рамках этой процедуры банки, помимо всего прочего, обязаны осуществлять ряд внутренних административных мероприятий, а также выявлять и собирать информацию относительно определенных финансовых операций своих клиентов, соответствующие критериям «подозрительных» операций.

Не все клиенты осведомлены о том, что в августе 2010 году в украинское законодательство, а именно в Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» № 249-IV («Закон о финансовом мониторинге») были внесены изменения, которые значительно расширили перечень операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг. Так, финансовому мониторингу на сегодняшний день, помимо прочего, подлежат операции купли-продажи недвижимости, операции по управлению активами клиента, управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах, по привлечению средств для создания юридических лиц и другие операции.

Согласно положениям статьи 6 Закона о финансовом мониторинге, субъекты первичного финансового мониторинга (в том числе банки), по требованию Госфинмониторинга должны предоставлять дополнительную информацию, касающуюся финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, в том числе ту, которая является банковской или коммерческой тайной. Более того, статья 12 Закона о финансовом мониторинге предусматривает, что предоставление такой информации Госфинмониторингу не является нарушением профессиональной тайны, тайны страхования, банковской или коммерческой тайны. Это положение Закона о финансовом мониторинге фактически противоречит положениям статьи 62 Закона о банках и банковской деятельности, предусматривающей порядок раскрытия банковской тайны и устанавливающим определенные рамки в вопросе раскрытия клиентской информации.

При этом показательно, что в случае невыполнения требований Закона о финансовом мониторинге, ответственные лица субъектов финансового мониторинга могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, а в отношении самого субъекта финансового мониторинга возможно применение мер гражданско-правовой ответственности, вплоть до ликвидации.

Новые полномочия налоговиков

Кроме Госфинмониторинга, право получать доступ к банковской тайне, имеют также налоговые органы. Согласно подпункту 20.1.3. статьи 20 Налогового кодекса Украины (вступил в силу 1.01.2011 г.), органы государственной налоговой службы имеют право получать от банков и других финансовых учреждений справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда – информацию об объеме и обороте средств на счетах.

Таким образом, органы государственной власти на сегодняшний день имеют достаточно широкий спектр полномочий по сбору информации экономического и финансового характера (в том числе и той, которая является банковской или коммерческой тайной) о клиентах банков путем направления в банки соответствующих запросов.

Банки, со своей стороны, также имеют определенный правовой инструментарий для защиты законных прав и интересов своих клиентов. Как было отмечено выше, существует ряд нюансов, связанных с предоставлением информации, являющейся банковской тайной. Что касается запрашивающих информацию органов государственной власти, то они, выдвигая требования о предоставлении сведений, являющихся банковской тайной, в любом случае должны действовать строго в рамках своих полномочий и функций, определенных законом, а также в рамках определенной процедуры.

Поэтому, если банк полагает, что требование государственного органа о предоставлении информации, являющейся банковской тайной, предъявлено с превышением полномочий или с нарушением установленной процедуры, он имеет право оспорить действия такого государственного органа в судебном порядке. Следовательно, клиентам можно рекомендовать держать счета в банках с хорошей репутацией, т.е. тех банках, для которых интересы клиентов прежде всего и которые не будет «слепо» выдавать любую информацию о клиентах налоговым органам, Госфинмониторингу и другим органам, а используют все права и возможности, данные им законом с тем, чтобы информация о клиенте и его операциях не вышла за пределы банка.

Татьяна Заморская, директор департамента налоговых и юридических услуг КПМГ в Украине

СПРАВКА

КПМГ международная аудиторская ассоциация (из числа «большой четверки»), которая было основана в 1987 (отдельные подразделения компании действуют с 1870). Независимые компании, которые входят в КПМГ работают в 145 странах. Их общий штат – 123 тыс. человек.