НБУ курс:

USD

42,17

+0,01

EUR

43,64

+0,14

Наличный курс:

USD

42,40

42,35

EUR

44,30

44,10

ПФТС обжалует в суде решение НКЦБФР по отзыву лицензии

Акционеры Фондовой биржи ПФТС обжалуют в суде решение НКЦБФР по отзыву у биржи лицензии

Акционеры ПФТС обжалуют в суде решение НКЦБФР по отзыву у биржи лицензии. По результатам обсуждения представители акционеров ПАО "Фондовая биржа ПФТС" поручили правлению ПФТС осуществить неотложные меры, направленные на обжалование решений НКЦБФР в административном суде и Экспертно-апелляционном совете при Государственной регуляторной службе.

Кроме того, Наблюдательный совет ПФТС будет обращаться к НКЦБФР с просьбой о предоставлении копий протокола и аудиозаписи заседания Комиссии от 6 октября в части документальных фактов, на основе которых была аннулирована лицензия. Для ознакомления также будут востребованы протоколы встреч НКЦБФР с представителями ООО "Фондовая компания Фаворит", ООО "Инвестиционный капитал Украина", ООО "Универ Капитал", ООО СП "Драгон Капитал".

Члены Наблюдательного совета пришли к выводу, что при принятии решений по ПФТС и "Украинской бирже" НКЦБФР руководствовалась принципом избирательности.

Предыстория

Ситуация вокруг биржи развивается с молниеносной скоростью. И ПФТС и УБ изначально находились в равных условиях и ожидали решения своих российских акционеров о продаже их долей украинским инвесторам, однако 6 октября Нацкомиссия объявила о решении отозвать лицензию у ПФТС на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке — деятельности по организации торговли на фондовом рынке.

Комиссия мотивировала это тем, что компания ICU ("Инвестиционный капитал Украина") не смогла предоставить предварительное согласие на сделку от продавца — "Московской биржи ММВБ-РТС", а компания "Фаворит" не предоставила информацию о наличии у нее средств на приобретение акций ПФТС и информацию о будущих конечных бенефициарах биржи.

При этом как инвесткомпания ICU, претендовавшая на покупку пакета акций биржи, так и "Московская биржа" выразили недоумение такими действиями Комиссии.

"Наличие двух покупателей на акции биржи ПФТС свидетельствует о привлекательности биржевой площадки. По сути, решение НКЦБФР лишает группу ICU возможности завершить процесс купли-продажи, а ПФТС как объект инвестирования без лицензии теряет какую-либо инвестиционную привлекательность. Это решение регулятора также разрушает стоимость акций ПФТС для существующих, помимо Московской биржи, акционеров", — сетуют в ICU.

Кроме того, в компании подчеркнули, что для предоставления запрашиваемых Комиссией документов у них было время до конца недели, однако Комиссия, не дожидаясь завершения срока, отозвала у ПФТС лицензию, что в свою очередь отразится на стоимости акций биржи и может повлиять на сам ход переговоров с российскими акционерами.

"Московская биржа" в свою очередь заявила о том, что и ПФТС, и УБ находятся в похожей ситуации, однако лицензия отозвана у одной из бирж. "У нас есть предложения по приобретению наших долей в обеих биржах от разных компаний, мы их все сейчас рассматриваем. Мне не понятны мотивы украинского регулятора — почему он вдруг, несмотря на наличие подобного рода предложений, решил забрать лицензию", — сообщил Председатель правления российской площадки Александр Афанасьев.


Принудительная консолидация

В Комиссии толком не объяснили, почему у ПФТС отозвали лицензию, а у УБ — нет. В сообщении НКЦБФР лишь подчеркивается, что вопрос передачи прав собственности на акции УБ будет рассмотрен через 4-6 недель. На данном этапе, по информации Комисссии, потенциальные покупатели УБ — "Драгон Капитал" и "Универ Капитал" — предоставили достаточно информации, подтверждающей возможность завершения процесса приобретения ими акций "Украинской биржи". При этом на запрос Delo.UA в НКЦБФР отказались объяснить, значит ли это, что Dragon Capital смогла предоставить комиссии предварительное согласие на сделку от российской стороны.

Недомолвки со стороны регулятора привели к подозрениям участников рынка в том, что НКЦБФР собирается реализовать свое намерение оставить на рынке одну биржу, и этой биржей станет УБ. Подозрения участников только усиливает тот факт, что сейчас членом НКЦБФР является Дмитрий Тарабакин — экс-управляющий директор компании Dragon Capital, которая претендует на УБ.

"Я считаю, что недопустимо, когда комиссия самостоятельно, применяя имеющееся в своих руках вооружение, а именно отзыв лицензий, приводит в жизнь консолидацию фондового рынка. Рынок должен голосовать своими деньгами за качество услуг и наличие биржевых инструментов. Потому как решение комиссии может быть субъективным и заангажированным", — считает директор инвесткомпании "Финэкс Капитал" Игорь Когут.

Кроме того, он выразил уверенность в том, что за ПФТС стоит побороться, и делать это в первую очередь должны саморегулирующиеся организации — ПАРД и АУФТ. "Комиссии не составит труда надавить на одного участника, если он решит оспаривать ее действия в суде. И совсем другое дело, если поспорить с решением регулятора решит СРО, объединяющая ряд участников рынка", — поясняет он.

В свою очередь Юрий Бойко, входивший ранее в состав Комиссии, считает, что пока рано строить догадки. "Сговор, коррупция, домыслы, "теории заговора" и прочее — эти идеи рождаются только тогда, когда участники рынка не понимают стратегию Комиссии", — поясняет он.

"Но чисто юридически такое невозможно, — добавляет Бойко. — Я имею ввиду желание именно комиссии на базе частной биржи строить ту "единую и неповторимую" — это коррупция чистой воды, и не может рассматриваться как государственная политика/стратегия".

Что произойдет, если все-таки у УБ тоже отзовут лицензию? Две биржи из тройки лидеров выбудут из игры. Пока они снова подадут документы на получение лицензий или оспорят такие решения в судах, пройдет много времени. Этой ситуацией сможет воспользоваться биржа "Перспектива" для закрепления своего лидерства и в других сегментах биржевого рынка.

Не исключен также вариант, когда и УБ, и "Перспектива" будут лишены лицензий. В таком случае можно будет говорить о том, что стратегией Комиссии является построение Биржевого холдинга с нуля. Но до тех пор, пока регулятор не поясняет свои действия общественности, участникам рынка остается лишь строить догадки о том, что на самом деле движет Комиссией при принятии подобных решений.