Почему открытый рынок важнее количества бирж

Александр Куликов, руководитель Управления брокерского обслуживания инвестиционной группы "Универ", о том, почему Украина должна выиграть от открытости рынка, а не создания "второй Варшавской биржи"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

По новым нормам закона "О лицензировании хозяйственной деятельности", участники фондового рынка, существенное участие в капитале которых принадлежит россиянам, лишатся лицензий. В этом ключе больше всего разговоров сейчас о возможном уходе двух крупнейших бирж страны: Украинской биржи и ПФТС. Они уже объявили о намерении выкупить свои акции у крупнейшего акционера — Московской биржи. И пока решения по этому вопросу еще нет, давайте поразмыслим над тем, каким может быть фондовый рынок без ПФТС и УБ.

Краткосрочно выиграть от этого сможет только ФБ "Перспектива". Напомню, по закону размещение корпоративных облигаций зачем-то обязательно проводить на бирже.

До сих пор рынок этих никому не нужных услуг "Перспектива" делила с ПФТС. В отсутствие же конкуренции ее доля приблизится к 100%, но таких размещений сейчас "кот наплакал", и к тому же рано или поздно эту тему прикроют — биржа эмитентам облигаций не нужна, это скрытая коррупция и только.

Проиграют же в первую очередь частные инвесторы, которые инвестировали в акции и инвестиционные фонды. Мало-мальские рынки акций и деривативов скорее всего "рассосутся", никто из оставшихся бирж не сможет их поддерживать технологически. Экономически же нет смысла вкладывать сейчас деньги в построение с нуля этих рынков на другой бирже. Потому, вероятнее всего, новость о закрытии ПФТС и УБ приведет к распродажам и обвальному падению биржевых цен.

Если "Перспектива" получит по факту монопольное положение, то велика вероятность повторения сценария, который проходила ПФТС в середине 2000-х: менеджеры расслабились, и всякое развитие прекратилось. Если бы была конкуренция в 2004-2007 годах, то рынок бы мог не упустить тех возможностей развития, которые были на росте, и, возможно, мы бы не так болезненно прошли кризис, а сейчас все выглядело бы немного лучше.

На мой взгляд, сохранение внутренней конкуренции сейчас куда важнее, чем создание уверенности, что монополизация внутреннего рынка позволит нам конкурировать глобально. У Украины нет ни одного конкурентного преимущества по сравнению с уже существующими финансовыми центрами, которые формировались десятилетиями и опираются на качественное законодательство и эффективное регулирование. В Украине все сделано для того, чтобы олигархи могли здесь покупать как можно дешевле, а там — продавать по мировым ценам.

Есть мнение, что в Польше рынок лучше, потому что там одна биржа, а не 10 как у нас, и она к тому же государственная. Думаю, что пытаться копировать чужие модели — путь в никуда. В мире нет спроса на "вторую Варшавскую биржу", да у нас и совершенно иные внутренние условия, в которые польская модель совсем не вписывается. Главное отличие в том, что на текущем этапе развития государственной системе вообще не нужен собственный фондовый рынок. Для того, чтобы развивалась экономика, нужен беспрепятственный доступ к уже работающим рынкам капитала и товарным рынкам, и совсем нет времени ждать, пока появится что-то свое.

Все, что на ближайшие лет 5 нужно иметь Украине внутри — это цивилизованный рынок национальной валюты. Здесь, кстати, биржа не обязательна, но это то, что за нас никто не сделает. Все остальные рынки можно "аутсорсить", а не тратить время и деньги на создание собственного "запорожца", который все равно будет хуже "мерседесов", "пежо" и других лидеров отрасли просто потому, что размер нашей экономики не позволит финансировать развитие рынка в тех же масштабах, как это делают развитые страны.

Внутренние инвесторы и бизнес должны иметь возможность простого и недорогого доступа ко всем без исключения развитым рынкам, включая товарные. Там наши предприятия смогут привлечь больше денег и в результате создать здесь больше рабочих мест. Там наши пенсионные фонды смогут покупать более качественные бумаги, будут больше защищены от манипулирования ценами и смогут предложить лучшие пенсии украинцам. Там украинские производители смогут продавать свою продукцию по справедливым ценам и хеджировать свои риски ликвидными деривативами. По-другому все равно не получится построить конкурентоспособную в глобальном смысле экономику.

С другой стороны, пытаясь ограничить выбор инвесторов только внутренним фондовым рынком, мы этот рынок точно не разовьем. Запрет покупать иномарки не поможет развивать отечественный автопром. Надо думать о конечных украинских инвесторах и потенциальных украинских эмитентах, а не о том, чтобы защищать посредников. Биржи — это коммерческая деятельность, а не просто инфраструктура. Государство должно думать в первую очередь о благосостоянии людей, а не защищать какой-то отдельный бизнес, пусть даже государство будет иметь в нем какую-то долю. Будущее индустрии фондового рынка в Украине в большей степени зависит от того, как быстро и как эффективно будут проводиться обещанные экономические реформы, в первую очередь валютная либерализация, а не от того сколько и каких бирж останется в стране.