НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Всех переиграть: как НБУ решил бороться с обвалом гривни

Национальный банк охладил пыл участников валютного рынка, на день затормозив расчеты на межбанке по заявкам юрлиц, попытавшись таким образом сбить панику и одновременно перекрыть доступ на рынок схемным контрактам
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Чтобы остановить продолжающийся обвал гривни, в условиях отсутствия главного инструмента для этого (золотовалютных резервов) Национальный банк собрался перекрыть схемы по выводу американской валюты экспортерами из страны.

Промониторив валютный рынок, Национальный банк пришел к выводу, что давление на курс гривни спровоцировали не физические лица, а экспортеры. Как пояснили в НБУ, экспортеры продают валютную выручку и сразу закупают валюту под импортные контракты по предоплате.

Запретом по схемам

Прежде всего, НБУ решил ввести новые ограничения именно на контракты по предоплате.

Во-первых, все контракты по предоплате на суммы свыше $50 тыс. теперь проверяются НБУ на предмет соответствия.

Во-вторых, контракты на суммы, которые превышают $500 тыс., будут пропускаться исключительно на основе открытого импортного аккредитива, который должен быть подтвержден зарубежным банком инвестиционного класса.

В-третьих, вводится запрет на предоставление гривневых кредитов на покупку валюты для юрлиц. Теперь, по словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, если компания нуждается в валюте для выполнения обязательств перед зарубежными партнерами, она должна будет брать валютный кредит.

Но этим регулятор не ограничился. Ужесточенные правила предполагают скрупулезное изучение контрактов под предоплату, а для этого нужно время. По крайней мере, так глава Национального банка объяснила введенные на следующий день, во вторник 24 числа, дополнительные меры по стабилизации.

Постановлением №130 было объявлено об изменении режима торгов на межбанке. С трех до четырех операционных дней был увеличен срок, после истечения которого зачисленная на спецсчета гривня может быть направлена на покупку иностранной валюты или могут быть осуществлены авансовые платежи в валюте за импорт на сумму свыше $50 тыс.

Но самым громким стало решение Нацбанка запретить уполномоченным банкам осуществлять покупку иностранной валюты по поручению клиентов (в том числе по заявкам, которые были поданы до 25 февраля) до пятницы, 27 февраля, включительно. Эти три дня банки могли осуществлять собственные операции по покупке безналичной иностранной валюты за гривни в пределах установленных лимитов открытой валютной позиции. Сумма не должна превышать 0,5% размера регулятивного капитала банка (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленным НБУ) в течение одного рабочего дня.

Правда, к вечеру 25 февраля регулятор выпустил постановление №131, в котором передумал, и разрешил выходить банкам с заявками клиентов уже с 26 числа.

Буря в стакане

Само по себе решение регулятора стало неожиданным для всех и вызвало бурную реакцию, в первую очередь, в правительстве. Премьер-министр, открывая заседание правительства, поднял вопрос о действиях Национального банка и заявил, что НБУ самостоятельно, как всегда, без каких-либо консультаций, принял решение о закрытии межбанковского валютного рынка, что точно не добавляет стабильности национальной денежной единице, за которую отвечает Национальный банк. И потребовал консультаций при участии Президента и главы НБУ.

Соответствующие консультации состоялись, в них также приняли участие министр финансов Наталия Яресько, секретарь СНБО Александр Турчинов и председатель Верховной Рады Владимир Гройсман.

Пока на Банковой велись беседы, некоторые банки также оперативно отреагировали на ситуацию и изменили курсы карточной конвертации. К примеру, ПриватБанк повысил курс продажи доллара при безналичной конвертации до 35 грн и снизил курс покупки до 26 грн за доллар, доведя маржу на разнице до 9 гривень за доллар.

Тем временем, межбанк работал соответственно изданному ограничительному постановлению, а курс гривни уже к обеду укрепился до 23 грн/$. Впрочем, официальный курс все равно остался на отметке 28 гривень за доллар. По этому курсу НБУ выкупил у экспортеров валюту в объеме $80 млн, которую направит на рынок в ближайшие дни для поддержки национальной валюты.

Резкое сокращение спроса в условиях, когда экспортеры по-прежнему должны продавать 75% валютной выручки и стало причиной моментального укрепления гривни.

При этом один из казначеев крупного банка, с которым общалось "Дело", отметил, что когда отложенный спрос снова выльется на межбанк, курс может вернуться на прежние уровни.

"Если мы идем на крайние меры и опять выключаем межбанк, это значит, что у НБУ больше не осталось других инструментов", — сетует банкир.

Цели и их достижение

Как отметил Владислав Сочинский, зампредседателя правления Сити Банка, основная цель нынешних действий НБУ — сбить на валютном рынке панику, которая давит на курс нацвалюты, а также поставить заслон фиктивному импорту, через который происходит отток капитала.

Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований, также уверен, что постановление №130 призвано снизить панику на валютном рынке. "Само по себе оно плохо с той точки зрения, что это админвмешательство, но с другой стороны, есть и позитивная сторона — рынок смог остановиться, подумать и пересмотреть свои ожидания".

Как отмечает аналитик, сегодня очень важно сбить градус паники, так как основной спрос, который до вчерашнего дня формировал курс национальной валюты — это не спрос с точки зрения необходимости поддержания внешнеэкономическеих операций, а спрос экономических агентов, которые ожидают ослабления гривни и пытаются уйти из нее.

"Если мы сможем убедить контрагентов, что не будет дальнейшего ослабления, курс может стабилизироваться в районе 25 грн/$. Но только если мы их убедим", — говорит аналитик.

Продление же срока удовлетворения заявок на валюту эксперт связывает с необходимостью регулятора получить больше времени для проверки импортных контрактов.

Алексей Геращенко, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы, относится к решениям НБУ скептически. По его словам, действительно, в арсенале регулятора для воздействия на рынок остались только административные меры, но они могут возыметь обратный эффект, когда основной валютой начнет становиться наличный, а не безналичный доллар, а ограничения импорта будут решаться караванами "бусиков" через польскую границу. "Любое ограничение бьет по экономике и является либо основанием для ухода в тень, либо торможением экономики, которая и без того падает", — считает он.

"Остановка межбанка, чтобы показать курс ниже 30 на единичных сделках — опять же, психологический шаг, но он слабо работает, наличный рынок продолжает жить своей жизнью с другим курсом", — отмечает Геращенко.

Впрочем, как только на официальном рынке котировки пошли вниз, черный рынок потянулся за ним, и по данным finance.ua, сегодня к восьми утра курс установился на уровне 28/30 грн за доллар, тогда как ранее он доходил до 40 грн/$. Кроме того, более половины всех заявок — это заявки на продажу валюты, а не ее покупку.

Что касается обменников, в попытке обменять 200 евро, корреспондент "Дела" вчера совершил вояж по нескольким из них и выяснил, что обменники с установленным курсом под 40 гривень за евро были закрыты с табличкой "гривня закончилась". Обмен удалось совершить только в кассе одного из госбанков, где курс был установлен на уровне 32 грн за евро.

Игра в доверие

Если основным моментом, на который попытался повлиять Национальный банк, действительно являлся психологический фактор, и усилия регулятора направлены на снятие паники и повышение доверия, то метания от одного решения к другому в течение одного дня, как в случае с запретом торгов по клиентским заявкам на межбанке на три дня и внезапной отменой этого запрета, явно этой цели не способствуют. Необходимость усиления доверия к национальной валюте, как одной из основных составляющих ее курса, подчеркивается как регулятором, так и финансовыми аналитиками.

По словам Александра Жолудя, участникам рынка от НБУ сейчас нужны четкие изменения правил игры. "В первую очередь, от НБУ нужно сообщение о том, что не будет значительного финансирования бюджета путем печатания денег, что Нацбанк займется банковской системой, системой расчетно-кассового обслуживания, так как многие банки сейчас задерживают платежи, из-за чего малый и средний бизнес вынужден закрыться, а для сохранения оборотного капитала обменять оставшиеся средства на валюту",— поясняет эксперт.

Но, как отметил казначей одного из крупных банков, рынок очень плохо воспринимает административные меры и "шарахания из одной стороны в другую".