НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Ющенко забросил «Арсенал»

Наталья Заболотная, директор «Мыстецького Арсенала», рассказала о том, как удалось погасить долги перед строителями, сколько надо стоять в очередь за шедеврами и о «свадебном генерале» Викторе Ющенко
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В 2010 году в судах находился ряд исков по долгам «Мыстецкого Арсенала» перед строителями. С чем это связано?

 Все долги, которые были у государственного музея «Мыстецкий Арсенал», выплатили до конца 2010 года. Сейчас у нас нет задолженностей. На протяжении последних 2,5 лет, к сожалению, «Арсенал» не финансировался. И когда полгода назад я стала директором музея, на его счетах был не просто ноль, а сплошные минусы. Полгода мы разбирались с долгами, возвращая их. Нужно было найти средства для выплаты зарплат сотрудникам, оплатить работу строителей, платить налог на землю.

Какой долг был у «Арсенала» в мае 2010 года, когда вы стали директором?

Почти 40 млн. грн., которые накопились за прошлые периоды. «Арсенал» почти 2,5 года стоял без крыши. То есть она была, но без гид¬роизоляции. В результате все, что было сделано на нижнем уровне, нивелировалось. Мы были вынуждены выводить грибок, проводить временное отопление, чтобы высушить отсыревшие стены. За последние четыре месяца провели канализацию, положить полы, создали полноценные условия для проведения мероприятий

Что изменилось за последние месяцы?

 За это время мы компенсировали долги. Потому что все организации отказывались работать:  миллионные долги не вдохновляли на дальнейшую работу. В конце года мы погасили все наши долги, то есть та информация, которую публиковало «Дело» в январе 2011 года о долге перед «Основа-Солсиф» в 25 млн. грн., устарела.

А как будете расплачиваться за работы, проведенные в последние месяцы?

Нам помогло Государственное управление делами (ДУС), которое было заинтересовано, чтобы «Арсенал» полноценно работал уже сегодня, а для этого нам необходимо было создать соответствующие условия.  ДУС предоставило нам эту временную помощь. Благодаря ей мы смогли создать необходимые условия для проведения мероприятий. 

Т о есть вы взяли кредит у Госуправления делами?

Да. Мы его погашаем. Мы справились, втиснулись в бюджет. И уже провели несколько крупных мероприятий. Самые масштабные — «Арт-Киев» и Большой антикварный салон. Вчера открылся Большой скульп¬турный салон.

К «Арсеналу» сейчас очень высокий интерес. В ноябре-декабре на наших выставках побывало более 50 тыс. человек. Надеюсь, стройка закончится в ближайшие три-четыре года и мы сможем работать в полную силу.

С колько всего будет потрачено на строительство?

В 2008 году смета была рассчитана на 1,5 млрд. грн. Вложено уже приблизительно 300 млн. грн.

 А что глобального осталось достроить?

К глобальному мы только приступаем, ведь хотим не просто дыры залатать. По проекту предполагается четыре этажа и два этажа атриума на 8 тыс. кв. м. Мы долго искали тот стержень, вокруг которого должна вращаться концепция «Мыстецкого Арсенала». Вы помните, ранее говорили о том, что он должен быть краеведческим, археологическим и т.п. Но все гениальное просто и лежит на поверхности.

 Прежде всего в музее будет представлена история украинского искусства за 10 тыс. лет. От Триполья, Скифии до наших дней. От скифских баб до кубизма, ведь не исключено, что еще в те времена были заложены параллели, которые повлияли на художников ХХ века.

 Вы знаете, что Александр Архипенко наш гениальный земляк, не скрывал, что черпал свое вдохновение у скифской бабы, которая стояла во дворе его дома. Он рассказывал, что когда был ребенком, выходя из дома бросал в эту бабу снежки, камни, грудки земли, а когда поздно возвращался, боялся ее, обходил  стороной. Под «вертикаль»  истории украинского искусства будет отдана половина «Арсенала».

То есть на самом нижнем этаже будут наиболее древние образцы, а на верхнем — современное искусство? 

Да. Под «вертикаль»  истории украинского искусства будет отдана половина «Арсенала» Посетителям будет легко понять и разобраться в истории украинского искусства. Будет очень удобная навигация. Посетителям легко будет разобраться в истории украинского искусства. 

Они будут входить в музей через центральную арку. А во дворе, через красивую стеклянную зону будет просвечивать «украинская терракотовая армия». Внизу, в центре атриума на глубине 10 м будет стоять  прадавняя скульптура -  надеемся, более двухсот  скифских баб и половецких воинов.

Но если опять история, да еще и искусств… Что в этом инновационного?

Но если опять история, да еще и искусств… Что в этом инновационного?Экспозиции будут сопровождаться неотехнологиями. А в работе будут принимать участие современные художники и дизайнеры. Мы представим  самые яркие вспышки развития искусства на территории нынешней Украины.

У вас очень амбициозные планы. И при этом всего 7,5 млн. грн. от ДУС…

7,5 млн. грн. — это на зарплату и первоочередные выплаты: компенсацию налога на землю. У нас 9,2 га земли. Отдельно мы финансируемся по программе Евро-2012 и частично — по линии Министерства строительства. 

И сколько получается в сумме?

 Думаю, в этом году можем освоить как минимум около 200 млн. грн. Это много или мало? Этими цифрами за рубежом лучше  не козырять. Например, на построенный пять лет назад в угоду третьему миру Музей Бранли (Музей примитивного искусства на набережной Бранли в Париже, где представлено искусство и цивилизации стран Африки, Азии, Океании, Северной и Южной Америк. 

Потрачено, по-моему, что-то около 13 миллиардов. Красивейшее здание спроектировано знаменитым архитектором Жаном Нувелем. И вы даже не представляте, сколько там людей, и особенно детей. 

Экс-президент Виктор Ющенко, глава набсовета «Мыстецкого Арсенала», ранее заявлял, что на территории музея должна пройти жеребьевка финальной части Евро-2012...

Жеребьевки в «Арсенале» не будет, помешают колонны, в то время как необходимо чистое пространство. Насколько я знаю, жеребьевка пройдет во Дворце «Украина». У нас же будут проходить все официальные приемы к Евро-2012.

Музей будет зарабатывать на предоставлении помещения под приемы и различные мероприятия?

 Пока у нас еще не было приемов. Мы можем проводить мероприятия, связанные с искусством либо синергичные. Такие, например, как Неделя моды, которая откроется в «Арсенале» в средине марта. А летом, в июне в Арсенале откроется Третий Киевский кинофестиваль. А в День Киева, накануне Дня защиты детей начнет работу Международная книжная ярмарка "Кныжковый Арсенал".

Сколько стоит аренда «Арсенала»? 

Это дорогое помещение. Оно уникально. В нем нет смысла проводить персональную выставку на 100 гостей. Залы требуют декорирования, и это большие энергозатраты. Сейчас мы внедряем глобальные технологии, загадывая далеко вперед, думая о том, как его будут эксплуатировать наши потомки, чтобы не проклинали потом нас. Президент определил наш музей как объект, который должен быть показательным и к отметке Евро-2012 сделать здесь все, что успеем, по максимуму.

В «Арсенале» заложена не только идея экспонировать историю украинского искусства, но и привозить коллекции  шедевров из мировых музеев. Это будет современнейший культурно-просветительский центр. С образовательными лабораториями, электронной библиотекой, лекториями и конференцзалами.

  И что для этого надо сделать?

Живопись и графику для экспонирования пока что никто не дает, так как у нас нет музеев, оборудованных климат-контролем, который бы соответствовал мировым требованиям. А мы соблюдем в  «Арсенале» все нормы. И часть помещений -  с расчетом на «Мону Лизу».

О «Моне Лизе», разумеется, пошутили?

«Мону Лизу» привезти не обещаем. Но о выставке у нас других знаменитых картин с«Лувром» уже есть предварительная договоренность. И не только с «Лувром». Мы уже встали в очередь на привоз коллекций шедевров из нескольких мировых музеев.

В Германии ведем переговоры о коллекции сюрреализма, в Австрии было много встреч, и одной из задач была договоренность о выставке Фриды Кало. Впервые за много лет был тур экспозиции Фриды Кало по Европе.  Для меня было открытием, что только пять работы Фриды Кало находятся в музее Мексики, а все остальные в частных руках и чуть-чуть еще в музеях мира.  Это огромнейшая экспозиция,  более 200 работ, интереснейшие фото и документальные фильмы.

Чем  можно заинтересовать музей отдать шедевр на экспонирование в Украину?

Ведь, наверняка, это не жесты доброй воли… Нет, в жестах они не заинтересованы. За то, что отдают работу на экспозицию, берут за работу ренту. Ведем переговоры, убеждаем.

Кроме того, в выставке могут быть заинтересованы ее патроны. Например, выставку Фриды Кало патронировал австрийский банк «Bank Austria». Европейские банки заинтересованы привозить сенсационные коллекции с цель саморекламы. При этом они 50% расходов они отбивают за счет продажи билетов.

Одна из основных статей расходов при организации выставок -  страховка. Сколько это сегодня стоит? Например, застраховать полотно Тициан?

Страховая стоимость небольшой работы Тициана из коллекции Лувра – 200 тыс. евро.

 А как долго нужно стоять в очереди за шедеврами?

Несколько лет. Из «Лувра», например, только с 2017 года возможен привоз коллекций. Фриду Кало сможем привезти в конце 2013-го или в начале 2014-го. Коллекцию Малевича из десяти мировых музеев хотим привезти в 2014 году. Выставки Малевича никогда не было в Киеве. А ведь он здесь родился, его крестили в Александровском соборе.

Неделю назад в Париже встречалась с господином Маркаде, всемирно известным малевичезнавцем -  разговаривали о возможности организовать международную конференцию в Киеве на тему "Малевич и Киевская школа спектрализма". Кстати, мы наработали прекрасные перспективные связи с Центром Помпиду.

В конце февраля еду в Норвегию доводить до логического завершения переговоры о коллекции Эдварда Мунка из Национальной галереи.

  И знаменитый «Крик», украденный и затем счастливо возвращенный в стены музея, мы сможем увидеть в Киеве?

Да, ведь «Крик» как раз находится в Национальной галерее. Еще хотим привезти коллекцию Гогена из музея Тейт Модерн. У них в октябре прошла сумасшедшая выставка. Такого количества работ Поля Гогена на территории одного музея я никогда не видела.Вы говорили, что два с половиной года не было финансирования «Арсенала».

Сейчас кто-нибудь из меценатов финансирует «Арсенал»?

Это вопрос политкорректности. Я, может быть, и хотела бы прийти к Ринату Ахметову или, например, к Дмитрию Фирташу. Но поскольку мы являемся государственным объектом, такая инициатива мне кажется, должна исходить не от меня. 

А Виктор Ющенко как глава наблюдательного совета принимает участие в поиске меценатов, или, может, он материально помогает «Арсеналу»?

Да ну, вы что?! Знаете, недавно мне пытался дозвониться хороший знакомый — хотел, чтобы я обязательно включила «Интер». Программу, где Виктор Ющенко отвечал на вопрос, чем он занимался девять месяцев после президентства. «Как можно иметь такую наглость», - возмущался позже знакомый. А Виктор Ющенко рассказал, что он, якобы, занимался «Мыстецькым Арсеналом». Что ж… может он думал о нас?! 

Т о есть по вопросам «Арсенала» вы с ним ни разу не встречались? 

Нет, ни разу. Правда, он заходил к нам во время Большого антикварного салона. 

Кого бы вы хотели видеть в наблюдательном совете?

 Нам нужен набсовет из эффективных людей, а не свадебные генералы. Очень хочется, чтобы этот проект патронировал президент, и  каждый из последующих.. Как во Франции Центр Помпиду. Это мировая практика.

В России еще несколько лет назад отменили налог на ввоз произведений искусства в страну. Вы пытались лоббировать интересы коллекционеров при разработке нового Налогового кодекса?

Много времени провела в Кабмине и кабинете Сергея  Тигипко, который искренне хотел помочь. У нас любой предмет искусства дороже $200 приравнивается к товару и облагается налогом как товар. Мы пытались эту ситуацию изменить. Пытались отработать нормы, которые связаны с возом произведений современного искусства Пришлось выслушать много неприятных предположений от представителей управлений смежных министерств. Что, мол, мы будем шубу норковую на золотые подрамники натягивать, ввозить в Украину, а потом продавать. 

В итоге 20%-ная таможенная пошлина на ввоз в новом Налоговом кодексе осталась. Но мы поборемся за ее отмену при разработке Таможенного кодекса. Есть и победа — отменен 20%-ный НДС, правда, только на произведения искусства старше 50 лет. А с современным искусством снова обошлись по-варварски - его не перестали считать товаром и обложили все тем же 20%м НДС.

Т о есть современное искусство под эту норму не подпадает? 

Это дичайшая ситуация. Давайте посмотрим на мировой опыт — на тот же «Арт-Базель». напимер, который буде проходить уже в 43 раз. Во время работы арт-ярмарки этот провинциальный швейцарский городок с населением в 160 тыс. превращается в мировую столицу искусства, где собираются главные кошельки планеты. Коллекционеры посылают своих агентов, а некоторые сами проникают на монтаж и вешают красные тряпицы (символизирующие, что работа куплена) еще до открытия. Там оставляют сумасшедшие деньги.

 Швейцария — страна, где расположены склады. Где тот же господин Пинчук хранит свою огромную коллекцию произведений современного искусства. А мог бы ее сюда ввезти…

 Но из-за нашего законодательства коллекционер, купив на международном аукционе произведение, не ввозит его в Украину. Оставляет в Лондоне, Париже, Праге. Поэтому страна у нас очень бедная на произведения современного искусства. При этом пополнению казны такие налоговые нормы тоже не помогают.

Наши чиновники никак не поймут, что в конце концов искусство должно быть конвертировано. И то, которое старше 50 лет и то, которое младше. 

А каким образом можно конвертировать украинское искусство?

А конвертируется оно каким образом -  работы вывозят на международные аукционы, а если не продали, то  свободно ввозят обратно. А у нас вывозят украинцев на аукцион  непонятными тропами. Не на все аукционы берут такой вот контрабас. На Сотбис, например, берут только легально вывезенные произведения.  

Вот Аукционный дом оценил картину Александра Ройтбурда в 50 тысяч   фунтов. Значит, по правилам Сотбис, чтобы быть выставленной на торги , она должен покинуть Украину уже по заявленному прейскуранту, причем «на постоянный вывоз». И если вдруг ее не продадут и художник захочет вернуть работу обратно в Украину, то должен будет заплатить на таможне 40% от заявленных 50 тысяч  фунтов.

Региональные музеи боялись, что у них для «Мыстецкого Арсенала» буду забирать экспонаты. Действительно так?

 А зачем нам это нужно? Ну получим мы такие экспонаты, поставим. И что дальше? Мы не собираемся делать музей – «консервную банку», в котором за 50 лет ничего не меняется. Статика  - это  даже не прошлый век. Такого не должно быть априори. Хотя стационарная экспозиция у нас будет. Но это будет 1/4 часть всего музея. 

Тогда откуда возьмется стационарная коллекция? Кто даст на нее денег?

Специально для того, чтобы помогать музею формировать коллекции создан Благотворительный фонд «Мыстецькый Арсенал». Фонд организовал Клуб друзей «Мыстецького Арсенала» и разрабатывает программу, согласно которой каждый человек сможет стать меценатом Арсенала, делая пожертвования на приобретения конкретного предложенного произведения искусства, и оставшись на всегда в статусе мецената музея.

Вчера,  на открытии Большого скульптурного салона вы вручили первую клубную картуочку Игорю Воронову. Почему именно ему? 

Игорь Алексеевич нам очень помогает. Оплатил дорогу и гонорары директорам мировых музеев, и звездам мировой арт-сцены, которые приезжали на Арт-Киев для участия в круглом столе "Музей в современном контексте". Сейчас на Большой скульптурный салон привез коллекцию скульптуры Дега.

А откуда возьмете войско скифских баб?  

Найдем. Их много по селам. Я уже обращалась через  СМИ к людям - если у кого на подворье возле колодца стоит скифская баба и она ему не очень-то нужна, подарите нашему музею. Уверена, тот кто сделает такой подарок, потом привезет сюда полсела, привезет своих внуков, чтобы показать им табличку, где написано: эта скифская баба была им одарена для одного из самых крупных в Европе  музейных комплексов. 

Поверьте мне, что через три года это будет самое модное и актуальное место. Здесь будут назначать первые свидания любимым.  Здесь будет роскошная  парковая зона,  где будут гулять мамы с детьми. И самое главное, это будет общекультурный  магнит. И дурным тоном будет не знать,  что такое «Мыстецький Арсенал» и не бывать здесь минимум пять раз в год.

С МОТРИТЕ ПРЯМУЮ ТРАНСЛЯЦИЮ ИЗ "МЫСТЕЦЬКОГО АРСЕНАЛА" С БОЛЬШОГО СКУЛЬПТУРНОГО САЛОНА НА САЙТЕ DELO.UA