НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

"Надбудова" показывает Киев без цензуры в архитектуре (ФОТО)

Футуристический вид Центрального автовокзала, план преображения Бессарабской площади и другие проекты стали основними объектами выставки "Надбудова". Лишь некоторые идеи архитектурного неомодернизма талантливейших украинских архитекторов были частично реализованы, большинство же так и осталось в чертежах и макетах
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В Киеве на Подоле в Центре визуальной культуры проходит выставка "Надбудова". Здесь демонстрируют проекты известных киевских архитекторов, работавших в послевоенном Киеве. Представлено несколько десятков планов, эскизов и фотоснимков.

Кураторы выставки архитекторы Алексей Быков и Александр Бурлака, а также культуролог Алексей Радинский, отобрали те проекты, которые посчитали наиболее показательными с точки зрения взаимодействия искусства с наукой и технологиями — важной составляющей модернистской культуры.

В их поле зрения оказалась киевская архитектура начала 1960-х, которая, по словам кураторов, как и весь мир, "заговорила интернациональным языком послевоенного неомодернизма". В авангарде этого процесса оказалась группа архитекторов, художников и инженеров, для которых архитектура и строительство были одними из многих элементов модернистского мировоззрения. Это была попытка превратить город в среду для реализации художественного мышления — в противовес жесткой унификации городской среды в формате типовой застройки и жилмассивов.

Но, к сожалению, ни один проект, представленный на выставке, не был реализован. Большинство ушли в небытие, и лишь некоторые разрешили строить после уродующих чистоту замысла корректив.

Глядя на чертежи и макеты архитектурных талантов, пришедшие на выставку зрители могут пофантазировать, каким был бы Киев, если бы были реализованы идеи Эдуарда Бильского, Авраама Милецкого или Владимира Мельниченко.

Представлен, например, несостоявшийся проект Бессарабской площади. Оказывается, совсем другими могли бы быть Центральный автовокзал, ВДНХ и университет им. Шевченко. Нынешняя гостиница "Салют" тоже не похожа на первоначальный проект.

Почему были "зарублены" восхищающие своей красотой и технологичностью лроекты? По цензурным соображениям. Как несоответствующие социалистическому реализму.

Их авторы во многом опережали время, а советское государство было не готово реализовывать утопические фантазии архитекторов, считает Алексей Радинский.

Так, например, была уничтожена "Стена Памяти" архитекторов Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, которую они сделали для колумбария Байкового кладбища в 1982 году. Но чиновники решили, что она не соответствовала стилю социалистического реализма. Горельефный слой стены залили бетоном. Чертежи и эскизы стены сохранились и представлены в одном из залов выставки.

Еще одна фантастическая идея, не увидевшая реализации — проекты Русановки и Оболони, над которыми работал Иосиф Каракис. Он предлагал превратить эти жилые районы в висячие сады Семирамиды, а не те "соты", какими они являются сейчас, отмечает сайт Relax.

Одно из центральных мест занимают экспонаты, посвященные району Виноградарь. Среди них — макет грандиозного Дома культуры авторства Эдуарда Бельски. Строительство этого объекта было заморожено еще во времена развала СССР и так и не восстановлено.

Детальнее об идеях архитектора для района "Виноградарь" рассказал на одной из лекций, включенных в программу выставки, Игорь Тищенко, аспирант Киево-Могилянской академии. "Постсоветская трансформация идеального жилого массива" назвал он свое исследование.

Эдуард Бельский работал над задачей, с которой сталкиваются все чаще и чаще градостроители, когда город поглощает сельскохозяйственные земли. Ключевым принципом в его подходе был такой: создавая искусственный, "социалистический" жилой ландшафт, архитектор руководствовался идеей параллельного существования человека и природы как гуманистической оппозиции господствующей со сталинских времен идеологии "покорения", отметил Игорь Тищенко.

Могли бы некоторые из проектов быть реализованы сейчас? Отвечая на это вопрос портала relax.com.ua, куратор выставки Алексей Радинский без ложного оптимизма отметил, что сейчас в украинской архитектуре наблюдается регресс даже по сравнению с советской эпохой. "Ни один из проектов сейчас не имел бы ни единого шанса быть реализованным даже на уровне концепции в городском пространстве, — считает он. — Сейчас всем правит капитал. Архитектура от этого, конечно же, страдает".

По его мнению, архитектура должна ориентироваться на человека, а не на бизнес-интересы.

Киевский модернизм оказался "поставлен на паузу", заморожен, словно здание-долгострой. Он остался в зазоре между задуманным и воплощенным. Этот зазор и исследует "Надбудова".

Эта выставка стала логическим завершением долгого исследования советской архитектуры не только в Украине, но и в странах бывших советских республик. Его результаты легли в основу трех выставок, показанных за рубежом. В прошлом году на 31-й биеннале в Сан-Паулу была представлена Parallel Modernities. Годом ранее в Стамбуле в галерее SALT Galata экспонировалась Tresspassing Modernities, а в 2012 в Вене — выставка под названием "Советский модернизм 1955-1991: Неизвестные истории". "Надбудова" представляет в систематизированной форме киевскую часть исследования.

Экспозиция открыта для всех желающих до 28 февраля по адресу ул. Глубочицкая, 44 (2-ой этаж) с 13:00 до 19:00 (кроме понедельника). Вход свободный.

Текст: Тарас Тарналицкий.

Фото: Татьяна Довгань