- Категория
- Life
- Дата публикации
Ли Кашин: Рыцарь-миллиардер
эти награды сэру Ли принесла слава не миллиардера, но миллиардера-филантропа.
В далеком и неспокойном 1940 году нищая семья Ли, спасаясь от наступления японских войск, бежала из родной провинции Гуандун в Гонконг, где их приютил зажиточный и весьма надменный родственник. После переезда отец семейства умер, и поскольку 12-летнему Кашину, не окончившему и пяти классов, на помощь родни рассчитывать не приходилось, он устроился на фабрику, выпускавшую искусственные цветы. Рабочий день там длился 16 часов, условия труда выдерживал не всякий взрослый, но Ли сумел скопить крохотный стартовый капитал и вскоре уже не раскрашивал модные тогда пластиковые розы, а торговал ими. К началу 1950-х Кашин управлял фирмой по производству пластмассового ширпотреба, затем заинтересовался покупкой земли, которая стремительно дешевела из-за оттока напуганного «культурной революцией» английского капитала. В конце концов Мао умер, англичане вернулись, а гонконгская земля больше никогда уже не была дешевой, а Ли Кашин — бедным.
И себе, и людям
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЛишения, через которые прошел в детстве Ли, часто ожесточают людей на всю оставшуюся жизнь, а накопление материальных благ становится для них самоцелью. Но Кашин, едва сделавшись долларовым миллиардером, в 1980-м основал благотворительный фонд имени самого себя (Li Ka Shing Foundation) и с тех пор ведет чрезвычайно насыщенную деятельность в качестве филантропа и предпринимателя одновременно. Надо заметить, что с обеими функциями он великолепно справляется по сей день. Даже несмотря на финансовый кризис и почтенный возраст богача, его состояние на сегодня оценивается в 16 миллиардов долларов, а принадлежащие 81-летнему магнату компании активны практически во всех сферах жизнедеятельности современного Гонконга — от производства газировки и предоставления телекоммуникационных услуг до управления крупнейшими контейнерными портами и электростанциями. Вся эта могучая финансовая империя позволяет Кашину не экономить на филантропии. К примеру, одно из первых значительных пожертвований фонда (3 миллиарда долларов) было направлено всего лишь спустя год после его основания на строительство университета в городе Шаньтоу, что находится неподалеку от малой родины предпринимателя. В целом на реализацию образовательных программ идет порядка двух пятых от выделяемых Li Ka Shing Foundation сумм. «Супермен» — так часто называют Ли Кашина в Гонконге благодаря его умению успевать везде и всюду — передал 11 миллионов долларов библиотеке Сингапурского университета менеджмента, 100 миллионов долларов — Сингапурскому национальному университету, еще один миллиард получил Гонконгский университет.
Читайте также: Благотворители продвигают изменения в системе налогообложения
Еще большую щедрость сэр Ли проявляет, финансируя медицинские учреждения и распределяя гранты на исследования в области здравоохранения — около половины от общих объемов пожертвований его фонда уходят именно в этом направлении. Кашин знает о том, как важна доступная и качественная медицинская помощь, не понаслышке: сам он в десять лет чудом оправился от туберкулеза, но от этой болезни умер его отец, не имея возможности платить за лечение в Гонконге.
Супермен спешит на помощь
В одном из интервью сэр Ли сказал ставшую знаменитой фразу: «Будущее складывается из множества составляющих, но рождается оно в сердцах и умах людей. Поэтому думать нужно не только о достижении собственных целей, но и о судьбе всего человечества». Слова миллиардер не замедлил подкрепить делом, когда на Юго-Восточную Азию обрушилась волна масштабных природных катастроф — цунами 2004 года, два сильнейших землетрясения на Яве, наводнение в Чаочжоу в 2006-м, прошлогоднее землетрясение в Сычуане, — и это не считая десятков бедствий местного масштаба. Фонд Li Ka Shing Foundation приходил на помощь в ликвидации последствий этих происшествий, выделяя десятки миллионов долларов на закупку медикаментов, предметов первой необходимости, восстановление жилья и коммуникаций. А чтобы в дальнейшем более оперативно и эффективно реагировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, Ли Кашин распорядился реализовать в рамках фонда программу Just In Time Funding («Своевременная помощь»).
Скромный в быту и общении, Ли Кашин не любит, когда его называют удачливым человеком. «Везение здесь ни при чем, — настаивает он. — Все, чего я достиг, — лишь результат упорной работы». И это, кажется, чистая правда.
Антон МАКСИМОВ
специально для «ДЕЛА»