НБУ курс:

USD

41,41

+0,13

EUR

45,21

+0,44

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,20

В PinchukArtCentre беспилотники, азотные взрывы, рухнувший музей и фонтан Майдана (ФОТО)

Сегодня в PinchukArtCentre — вернисаж выставки 21 номинанта на соискание премии Future Generation Art Prize 2014. С завтрашнего дня и по 4 января выставка открыта для всех, вход свободный. Победителя премии наградят 6 декабря
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

PinchukArtCentre открыл выставку 21 номинанта премии Future Generation Art Prize 2014. Выставка продлится до 4 января. Кто получит Гран-при и награду $100 тыс. ($60 тыс. наличными и $40 тыс. в виде гранта на создание новых произведений искусства) международное жюри объявит в Киеве 6 декабря.

В этом году отборочная комиссия премии получила как никогда много заявок — более 5,5 тысяч из более 148 стран мира, отметил Экхард Шнайдер, генеральный директор PinchukArtCentre. Выбрали 20 самых креативных и предложили каждому из номинантов создать работы специально для выставки PinchukArtCentre, а значит рискнуть — ведь времени давалось немного, всего около полугода. По условиям конкурса, к этой команде талантов присоединился 21-й номинант — победитель конкурса молодых украинских художников.

Открывает выставочный проект Future Generation Art Prize групповая выставка патронов премии — Демиена Херста, Джеффа Кунса, Такаши Мураками и Андреаса Гурски. Она расположена в зале второго этажа, все остальное пространство арт-центра отдано молодым.

"История боли" Демиена Херста

Как отмечает куратор проекта, арт-менеджер PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф, выставка получилась очень эмоциональной, многие идеи представленных на ней работ будут в будущем развиваться, а некоторые проекты выйдут за стены арт-центра на улицы Киева в формате перформансов.

А так как многие художники приехали в Киев летом и жили здесь несколько месяцев, то в их работах отразилось происходящее в нашей стране, разумеется, свои эмоции, мысли и чувства они выразили через ассоциации.

Наиболее прямо война в Украине прочитывается в украинских проектах, авторами которых являются Жанна Кадырова и Никита Кадан.

Кадырова, заслужившая известность работой с большими формами, такими, например, как картины из асфальта, на этот раз экспериментирует с фотографией. Первая мысль от сделанных ею урбанистических киевских фото — взрывы в городе. "Но то, что вы видите — это не взрывы, это реакция фото на азотную кислоту, — раскрывает художница идею эксперимента. — На фото — виды киевского Левого берега: спокойный город, живущий своей жизнью, и тут с ним что-то происходит...".

Работа Жанны Кадыровой на выставке номинантов Future Generation Art Prize.

"Запомнить момент, когда рассказ был прерван" — так назвал свою инсталляцию Никита Кадан. В небольшой нише — облезлое чучело оленя, раскуроченный шкаф 1950-х, трухлявую фанеру которого изрешетили пули, на полу — куски арматуры с торчащими прутьями, а над шкафом — журнальные картинки советских военных мемориалов.

Кадан продолжает свою излюбленную тему музея как хранилища человеческой истории. На этот раз в ситуации, когда традиционный способ рассказывать историю уже не может вместить в себя происходящего, и музей на глазах разваливается. "Причем, не факт, что разваливается только от внешних ударов, но, возможно, и от внутренней трухлявости", — замечает художник.

Никита Кадан и его работа "Запомнить момент, когда рассказ был прерван"

"Помните, что английские шахтеры когда-то брали с собой в шахту клетку с канарейкой? И когда концентрация газа в воздухе была уже опасной, но еще не чувствовалась, птичка умирала первой. Так и музей в часы социальной турбулентности часто гибнет первым", — издалека начинает он рассказ о том, что хотел сказать художник.

Создавать эту работу он начал, когда в Украине уже шла война, когда был разрушен краеведческий музей в Донецке. Правда, по словам художника, он не ставил своей целью воспроизвести именно сцену разрушения донецкого музея, о чем говорит присутствие в инсталляции домашней мебели. В его работу "вшито" много недавних трагических ситуаций, в том числе и воспоминание о гибели хранителя художественного музея в Луганске.

"Только в голове у хранителя сумма разрозненных предметов складывается в рассказ. Человек гибнет, и музей сразу превращается в набор разбросанных вещичек, между которыми нет связи. Сейчас многие музеи открыты для разграбления. Но эта ситуация демонстрирует более широкую тенденцию — краха музейного нарратива вообще" — заключает Кадан.

А Эллисон Виэра предлагает зрителю самому стать участником придуманного ею эксперимента с пространством и временем. Она построила лабиринт с очень узкими коридорами, где нереально развернуться — своеобразную "бродилку".

Бродить можно, выбирать разную стратегию пути — идти быстро прямой дорогой или же свернуть на другую и окольными путями снова выйти на первоначальную стезю. "Мы всегда можем идти дальше, но никогда не можем вернуться назад", — говорит художница о своем лабиринте. Тезис, который для украинцев приобрел сегодня особую актуальность.

Эллисон Виэра "Два раза"

Тема проекта 33-летнего британца Джеймса Брайдла тоже наша, военная. Он изучает беспилотники. А в качестве инструмента использует социальные сети, куда и выкладывает парадоксальные результаты своих исследований.

Художник Джеймс Брайдл (Великобритания) занимается беспилотниками

А Пилар Кинтерос из Чили решила устроить 15 ноября перформанс на Майдане. Идея родилась после того, как она, став номинанткой премии и получив приглашение приехать в Киев, стала искать в Интернете информацию, наткнулась на виды Майдана 1980-х, а придя на реальный, увидела, что он выглядит совсем не так, как представляла.

Вобщем, чилийская художница решила создать реконструкцию старого фонтана, соорудить его на Майдане. "А потом он саморазрушится", — заключает она.

Фото: Виталий Головин