- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
В PinchukArtCentre беспилотники, азотные взрывы, рухнувший музей и фонтан Майдана (ФОТО)
PinchukArtCentre открыл выставку 21 номинанта премии Future Generation Art Prize 2014. Выставка продлится до 4 января. Кто получит Гран-при и награду $100 тыс. ($60 тыс. наличными и $40 тыс. в виде гранта на создание новых произведений искусства) международное жюри объявит в Киеве 6 декабря.
В этом году отборочная комиссия премии получила как никогда много заявок — более 5,5 тысяч из более 148 стран мира, отметил Экхард Шнайдер, генеральный директор PinchukArtCentre. Выбрали 20 самых креативных и предложили каждому из номинантов создать работы специально для выставки PinchukArtCentre, а значит рискнуть — ведь времени давалось немного, всего около полугода. По условиям конкурса, к этой команде талантов присоединился 21-й номинант — победитель конкурса молодых украинских художников.
Открывает выставочный проект Future Generation Art Prize групповая выставка патронов премии — Демиена Херста, Джеффа Кунса, Такаши Мураками и Андреаса Гурски. Она расположена в зале второго этажа, все остальное пространство арт-центра отдано молодым.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"История боли" Демиена Херста
Как отмечает куратор проекта, арт-менеджер PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф, выставка получилась очень эмоциональной, многие идеи представленных на ней работ будут в будущем развиваться, а некоторые проекты выйдут за стены арт-центра на улицы Киева в формате перформансов.
А так как многие художники приехали в Киев летом и жили здесь несколько месяцев, то в их работах отразилось происходящее в нашей стране, разумеется, свои эмоции, мысли и чувства они выразили через ассоциации.
Наиболее прямо война в Украине прочитывается в украинских проектах, авторами которых являются Жанна Кадырова и Никита Кадан.
Кадырова, заслужившая известность работой с большими формами, такими, например, как картины из асфальта, на этот раз экспериментирует с фотографией. Первая мысль от сделанных ею урбанистических киевских фото — взрывы в городе. "Но то, что вы видите — это не взрывы, это реакция фото на азотную кислоту, — раскрывает художница идею эксперимента. — На фото — виды киевского Левого берега: спокойный город, живущий своей жизнью, и тут с ним что-то происходит...".
Работа Жанны Кадыровой на выставке номинантов Future Generation Art Prize.
"Запомнить момент, когда рассказ был прерван" — так назвал свою инсталляцию Никита Кадан. В небольшой нише — облезлое чучело оленя, раскуроченный шкаф 1950-х, трухлявую фанеру которого изрешетили пули, на полу — куски арматуры с торчащими прутьями, а над шкафом — журнальные картинки советских военных мемориалов.
Кадан продолжает свою излюбленную тему музея как хранилища человеческой истории. На этот раз в ситуации, когда традиционный способ рассказывать историю уже не может вместить в себя происходящего, и музей на глазах разваливается. "Причем, не факт, что разваливается только от внешних ударов, но, возможно, и от внутренней трухлявости", — замечает художник.
Никита Кадан и его работа "Запомнить момент, когда рассказ был прерван"
"Помните, что английские шахтеры когда-то брали с собой в шахту клетку с канарейкой? И когда концентрация газа в воздухе была уже опасной, но еще не чувствовалась, птичка умирала первой. Так и музей в часы социальной турбулентности часто гибнет первым", — издалека начинает он рассказ о том, что хотел сказать художник.
Создавать эту работу он начал, когда в Украине уже шла война, когда был разрушен краеведческий музей в Донецке. Правда, по словам художника, он не ставил своей целью воспроизвести именно сцену разрушения донецкого музея, о чем говорит присутствие в инсталляции домашней мебели. В его работу "вшито" много недавних трагических ситуаций, в том числе и воспоминание о гибели хранителя художественного музея в Луганске.
"Только в голове у хранителя сумма разрозненных предметов складывается в рассказ. Человек гибнет, и музей сразу превращается в набор разбросанных вещичек, между которыми нет связи. Сейчас многие музеи открыты для разграбления. Но эта ситуация демонстрирует более широкую тенденцию — краха музейного нарратива вообще" — заключает Кадан.
А Эллисон Виэра предлагает зрителю самому стать участником придуманного ею эксперимента с пространством и временем. Она построила лабиринт с очень узкими коридорами, где нереально развернуться — своеобразную "бродилку".
Бродить можно, выбирать разную стратегию пути — идти быстро прямой дорогой или же свернуть на другую и окольными путями снова выйти на первоначальную стезю. "Мы всегда можем идти дальше, но никогда не можем вернуться назад", — говорит художница о своем лабиринте. Тезис, который для украинцев приобрел сегодня особую актуальность.
Эллисон Виэра "Два раза"
Тема проекта 33-летнего британца Джеймса Брайдла тоже наша, военная. Он изучает беспилотники. А в качестве инструмента использует социальные сети, куда и выкладывает парадоксальные результаты своих исследований.
Художник Джеймс Брайдл (Великобритания) занимается беспилотниками
А Пилар Кинтерос из Чили решила устроить 15 ноября перформанс на Майдане. Идея родилась после того, как она, став номинанткой премии и получив приглашение приехать в Киев, стала искать в Интернете информацию, наткнулась на виды Майдана 1980-х, а придя на реальный, увидела, что он выглядит совсем не так, как представляла.
Вобщем, чилийская художница решила создать реконструкцию старого фонтана, соорудить его на Майдане. "А потом он саморазрушится", — заключает она.
Фото: Виталий Головин