- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
В ПинчукАртЦентре канадский концептуализм, британский наив и украинская "геральдика" в "евротуалете"
Начиная с субботы, 4 февраля в PinchukArtCentre открыты три новых выставки. Две из них представляют культовые работы мировых знаменитостей — художника Гари Хьюма и фотографа Джеффа Волла. А украинская платформа PinchukArtCentre представляет проект Николая Маценко "Неофольк", созданный специально для этой выставочной площадки и прочитанный художниками и кураторами как высказывание о "месте украинского художника".
На вернисаже в PinchukArtCentre создавалось просто физическое ощущение теплоты. Возможно, потому что на улице в это время было за -20, но, скорее всего, от самих работ. И прежде всего от ярких картин и скульптур Гари Хьюма — эмоционального британца, заслужившего зрительскую любовь своими наивными творениями с простыми образами. Большинство зрителей-непрофессионалов, побывав на его выставке "Красота", выходили счастливо (вернее, как-то по-детски добродушно) улыбаясь.
Оптимистичный Гари Хьюм
"Каждый видит мир через призму своего состояния. У меня увиденное вызывает тепло и позитив", — прокомментировал свои эмоции музыкант Диля (Эдуард Приступа) и порекомендовал обязательно посмотреть "Фрагмент радуги" Гари Хьюма.
Обрадовавшись такому позитиву, Delo.ua решило составить маршрут обзора выставок, на основе рекомендаций зрителей. Но в следующем случае с оптимизмом и благодушием нам не повезло. Актер Остап Ступка был скептичен и неулыбчив: "Кормят нас чем-то непонятным". В общем, Гари Хьюм его не впечатлил. Вот Сальвадор Дали, на его вкус, совсем другое дело.
После этого было решено с расспросами "просто зрителей" больше не экспериментировать. Благо профессионалов на вернисаже было, как всегда немало. Из метров-художников, заметили Арсена Савадова и Александра Ройтбурда. Правда, Савадов забежал буквально на полчаса, а Ройтбурд что-либо сказать об увиденном отказался: "Я же не на работе".
"Не нужно себя насиловать. Каждый должен предаваться тому времяпровождению, которое прибавляет ему удовольствия в жизни. Вот я здесь ради этого!", — заметил куратор и арт-критик Константин Дорошенко.
А что касается зрительского "не понимаю", прокомментировал так: "Современное искусство — работает с обществом. Его не интересует, как среднестатистические люди к нему относятся. Современное искусство не руководствуется категориями эстетического. Оно скорее работает с идеями, некими образами. Главное, чтобы это вызывало реакцию, немножко меняя жизнь зрителя — хорошую или плохую — это совершенно не важно. К примеру, Гари Хьюм, для меня — это скорее из области хорошего, современного интерьерного дизайна. Он очень умело подводит концепцию под свои работы. Даже в сравнении с тем, что Хьюм делал в двухтысячных годах — это уже более декоративные вещи, которыми можно великолепно украшать дорогие интерьеры. Так же, как кусками асфальта Жанны Кадыровой, которые она вывешивает на стену. Подобные вещи маркируются современным искусством, хотя они скорее относятся к постмодернистскому дизайну".
Встретились нам на вернисаже и очень многие из тех молодых художников, кто стал номинантом премии PinchukArtCentre для молодых художников.
Обладатель гран-при Никита Кадан, заметил про выставку "Крастота": "Хьюм — автор простой, в хорошем смысле легкий". А вот работы Джеффа Волла Кадан специально не пошел смотреть. "Волл — художник-тяжеловес, поэтому его я приду смотреть отдельно, — объяснил он. — Это мыслящий художник, которого я очень ценю и буду внимательно смотреть, ведь очень тяжело воспринимать через несущуюся толпу".
Джефф Волл приоткрыл "завесу" съемок
Джефф Волл — один из известнейших концептуальных фотографов современности, представил в PinchukArtCentre как свои самые новые работы, так и принесшие ему мировую славу фотографии, по масштабам и сложности сравнимые с живописью девятнадцатого века.
Среди культовых работ — "Игра в войну" (2007 года), или фотографии, ассоциативно напоминающие живопись. "Уничтоженная комната" отсылает к картине "Смерть Сарданапала" Делакруа, а "Фотография для женщин" ассоциируется с полотном Мане "Бар Фоли-Бержер". А его знаменитые "лайтбоксы" заняли целый этаж. В свое время, Джефф Волл, изучавший искусство в Лондоне, скомбинировал свои знания западной изобразительной традиции с интересом к современным медиа. В результате стал автором одной из самых влиятельных концепций в искусстве. Правда сейчас, по признанию фотографа, он "лайтбоксами" не занимается: увлечен поиском нового изобразительного языка. Об этих поисках Джефф Волл, живущий сейчас в Ванкувере и занимающий пост профессора в Университете Британской Колумбии, рассказал слушателям на открытой лекции в рамках просветительской программы PinchukArtCentre.
На выступлении канадца в Киевском университете зал был полон, некоторым слушателям даже пришлось стоять. Знаменитый концептуальный фотограф объяснил, почему его искусство нельзя назвать фотографией в традиционном понимании этого слова. Хотя и единого определения своим фотография не дал: они варьируются от "почти документальных" до "специально сконструированных".
Но интересней всего было услышать от самого Волла о "закулисье" его творчества. И он действительно, рассказал о некоторых авторских приемах. Прежде всего, о самом главном: если его "зацепил" какой-то момент жизни, он не бросается к фотокамере, чтобы немедленно зафиксировать происходящее. Он делает фотографию позже и уже по-своему. Может, например, перенести увиденный эпизод в другое место, одеть по-другому героев, усилить какую-либо деталь. Ему интересен сам процесс воссоздания заинтересовавшей его ситуации. И, по его словам, иногда он даже что-то додумывает.
Рассказывая о процессе съемок, Джефф Волл вспомнил такую историю: однажды он увидел толпу безработных, которые стояли у ворот предприятия, в надежде, что им удастся получить работу хотя бы на один день. "И я дал им работу, — рассказал Джефф. — Я заплатил им, чтобы они стояли и ждали, когда им дадут работу, в то время, пока я снимал".
Но, как заверил Волл своих украинских фанов, профессиональных фотомоделей или актеров для своих съемок он никогда не приглашает. Все герои его фотографий либо реальные участники событий, либо понравившиеся ему типажи.
Новые работы Джеффа Волла, сделанные им в 2011 году — "Бокс", "Группа и толпа", "Юноша, который намок под дождем" (последнюю сам автор определил как портрет и человека, и природы).
О создании каждой из этих работ у Джеффа Волла есть любопытная история. Например, фотографию, на которой боксируют двое подростков, он называл "Кличко и Кличко". В шутку, разумеется. Хотя как в любой шутке, в таком названии есть доля правды. Идея фотографии родилась у него, когда он услышал, что мама знаменитых братьев-боксеров Кличко запрещала им боксировать дома. Мол, и вне дома им бокса хватает. И тут Джефф Волл вспомнил, что им с братом устраивать боксерский ринг дома родители не запрещали, видимо потому, что для тех это было просто хобби.
Москвич Владимир Овчаренко, владелец галереи "Риджина", приехавший в Киев специально на вернисаж в PinchukArtCentre, считает, что работа "Бокс" войдет в золотой фонд Волла. "Джефф Волл — очень важный художник, он работает на стыке фотографии и живописи. Многие живописцы используют фотографии в своих картинах, а здесь - наоборот. Джефф старается сделать свои фотографии максимально приближенными к живописному произведению. И чаще всего не поймешь — это сделано искусственно, подстроено или это реальный факт".
Николай Маценко и его "Неофольк"
Смена экспозиции произошла и в двух небольших залах на 5 этаже PinchukArtCentre, отведенных для показа украинского искусства — так называемой платформе PAC-UA. В прошлом здесь уже выставлялись работы четырех украинских художников: Василий Цаголов, Арсен Савадов, Александр Ройтбурд и Илья Чичкан.
На этот раз Николай Маценко представляет специально созданный для PinchukArtCentre проект "Неофольк" — белые кафельные стены и по периметру, почти под потолком — 46 знаменитых маценковских живописных "орнаментов" — вариации одного национального узора в разных цветах.
Сам автор говорит, что его "Неофольк" — это о поиске украинцами своего места в Европе (ассоциирующейся, по уверениям автора, со стерильным белым кафелем).
"Чистенько, кафель очень качественно выложен", — хитро улыбается на это в рыжую бороду знающий толк в арт-памфлетах художник Ройтбурд. В конце прошого года он выставлялся в PAC в проектом "Если в кране нет воды…"
Никита Кадан, ставший в прошлом году обладателем премии для молодых художников, учрежденной Фондом Виктора Пинчука, говорит о выставке Маценко без всяких "завуалированностей": "Очень точная метафора положения украинского художника в PinchukArtCentre".
"Мне проект Маценко очень понравился, — продолжает куратор Константин Дорошенко. — Это игра, конкретно с этой институцией. Потому что для современного художника важно не просто высказывание, но и локация. Локация является частью концепции. В Киеве, среди мэтров современного искусства уже давно известно, что им в PinchukArtCentre выделяют место в маленьком зале возле туалета. Маценко поступил самым остроумным и концептуальным образом. Он сделал инсталляцию в виде туалета. То, что мы видим — это типичный красивый советский дорогой туалет, как в помпезных Дворцах культуры. В данном случае Николай сделал авторский проект в респектабельной знаменитой в мире институции, при этом использовав по назначению локацию совершенно остроумно и не поставив себя в неловкое положение. Маценко можно просто аплодировать".
Мнениями посетителей вернисажа в PinchukArtCentre интересовались Игорь Мартыненко и Елена Гладских.
Фото: Сергей Ильин и Сергей Тушинский (предоставлено PinchukArtCentre) и Алена Владыко (delo.ua)
Все о бизнес и культурных событиях Киева в феврале смотрите в КАЛЕНДАРЕ СОБЫТИЙ на портале delo.ua
Отдельно по рубрикам:
Бизнес-образование
Досуг