Мнение: Почему женщины нужны бизнесу больше, чем бизнес нужен женщинам

Несколько лет назад в Норвегии вступил в действие закон, обязывающий советы директоров акционерных и государственных компаний по крайней мере на 40% состоять из женщин

образом законодатели стремились не только уравнять женщин и мужчин в реальных правах, но и более эффективно стимулировать накопление богатства в обществе. Вслед за Норвегией похожие шаги инициировали и другие европейские государства. Действительно ли женщины в бизнесе настолько сильно нуждаются в поддержке государства?

Украина пока далека от того, чтобы подобные изменения происходили на законодательном уровне, но опыт подсказывает: вряд ли нам придется предпринимать такие радикальные действия. Вопреки традиционным ценностям, квартира или дом – явно слишком тесная площадка для реализации амбиций и возможностей современных наследниц княгини Ольги, Роксоланы и Марии Заньковецкой. В Украине прекрасный пол отнюдь не исключает принадлежность его представительниц к сильным мира сего.

К счастью, остались в прошлом времена, когда женщина, чтобы преуспеть, должна была вести себя, как мужчина. Агрессивные мужеподобные дамы, снискавшие славу «офисных стерв», стали достоянием кинокомедий и юмористического чтива, а реальная жизнь неустанно разрушает эти стереотипы. Сегодняшние успешные женщины уже не играют по мужским правилам: они сами устанавливают правила.

Наука менеджмента уже давно признала, что такие истинно «женские» качества, как эмпатия, «эмоциональный коэффициент», стремление помогать другим, – одни из самых востребованных навыков современных лидеров. Многочисленные исследования демонстрируют, что женщины чаще, чем мужчины, занимаются менторством, инициируют изменения и поощряют инновации. Мужчины-менеджеры критикуют своих коллег-женщин за боязнь идти на риск: но в наши времена осторожность и умение учитывать интересы всех сторон нередко помогают избежать публичных скандалов. По результатам многочисленных исследований, мужчины идут на финансовый риск в первую очередь из-за стремления не показаться слабаком среди равных себе, в то время как женщины демонстрируют завидный иммунитет к давлению со стороны.

Именно поэтому непосредственное участие женщин в управлении бизнесом приносит огромную пользу в первую очередь самому бизнесу. Компании,  которые ищут руководителей по принципу «требуется генеральный директор, от 35 лет, мужчина», сознательно закрывают перед собой огромные возможности для роста и развития. Включая женщин в пул кандидатов на лидерские должности, компании получают гораздо более высокие шансы выбрать руководителя с оптимальным набором лидерских качеств.

К счастью, несмотря на пережитки прошлого, украинки уже прочно заняли места за столом, где принимаются решения. И не только в традиционно «женских» профессиях, таких как управление персоналом или PR. Я лично знаю многих успешных женщин топ-менеджеров, финансовых и технических директоров. Но как генеральный директор компании, работающей в сфере IТ, я не понаслышке знаю, как сложно привлечь женщин-кандидатов на руководящие должности. Например, среди свыше 30 финалистов конкурса на лучшего IТ-директора Украины Best CIO были представлены всего две женщины.

Именно поэтому Microsoft объявила 2010 год «Годом женщин» в Восточной и Центральной Европе. Мы точно знаем, что необязательно быть мужчиной-технарем, чтобы руководить IТ-компанией: женщины успешно возглавляют наши представительства в Испании и Чехии, а также наши глобальные направления работы с государственным сектором и консалтинга. И я безмерно уважаю моих коллег по украинскому офису Microsoft: финансового директора Таню Марушевскую, директора по работе с ОЕМ-партнерами Лесю Униат, HR-директора Аню Подгорную, PR-директора Ярыну Ключковскую и всех женщин-сотрудниц нашего офиса. Каждый день я учусь у них многому, и за это им огромное спасибо!

Искренне поздравляю всех участниц рейтинга и всех читательниц  «ДЕЛА» с 8 Марта и желаю, чтобы вас ценили за все ваши таланты и делали это каждый день. Спасибо, что вы есть!


Дмитрий ШИМКИВ

гендиректор «Майкрософт Украина»