Зачем налоговой своя милиция

С какими трудностями сталкивается налоговый инспектор из-за несовершенства законодательства

Правительство намерено в начале июня передать в Верховную Раду проект Налогового кодекса. Вице-премьер Сергей Тигипко заявил, что кодекс, с одной стороны, позволит снизить налоговое давление на отечественный бизнес, с другой — ликвидирует в законах пробелы, способствующие возникновению конфликтов между бизнесом и налоговой.


Сергей ЛЕКАРЬ

заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины

Сейчас активно дебатируются вопросы о полномочиях налоговой милиции и о ее нахождении в составе налоговой службы. Многие хотели бы, чтобы милиция не присутствовала в системе налоговых органов. Я хотел бы отметить: формат налоговой милиции, ее наличие в налоговых органах, с нашей точки зрения, является обязательным атрибутом. Другое дело, что необходимо пересмотреть структуру налоговой милиции и функции, которые на нее возложены — мы поддерживаем все возможные варианты обсуждения, включая общественные слушания. Хочу подчеркнуть, в большинстве случаев с предприятием работает налоговый инспектор. Налоговая милиция должна включаться в работу только в исключительных случаях.

Слабые места в законе

К сожалению, сейчас в законодательстве остается много слабых мест. Даже при внесении изменений в Налоговый кодекс и при разработке законов, связанных с бюджетом, не был учтен ряд положений. В какой еще стране гражданин может создать юридическое лицо с уставным фондом 10 грн.? Нет такой.

Или еще пример — гражданин, который за последние десять лет официально получил зарплату 4600 грн., в уставный фонд предприятия внес 24 млн. Сегодня, согласно закону «О налоговой службе», мы имеем право спросить его, где он взял эти средства. А согласно Конституции, гражданин имеет право не отвечать. Я спрашиваю — каков баланс этих законов?

Закон четко говорит, что предпринимательская деятельность не допускается без соответствующих разрешений. Давайте вникнем в суть этого вопроса: чтобы проверить, работает ли гражданин с соответствующими разрешениями, нужно соблюдать правила проверки. Я спрашиваю: какой сотрудник, работающий без разрешения, будет работать там же, если за 10 дней его предупреждают о проверке? Абсурдный вопрос. Контроль за соблюдением правил найма сотрудников необходим для обеспечения их социальной защиты. Недавно мы установили около 40 тыс. лиц, которые работали без документов. К примеру, в городе Харькове субъект предпринимательской деятельности не использовал ни одной справки о найме работника. У него три точки — одну он назвал «офис», а две другие — «склад». На складе официально не работал ни один сотрудник. Но есть объявление в газете о том, что он приглашает на работу людей. Выяснилось, что это цех по производству швейных изделий. И работает там 288 наемных работников. Благодаря тому, что был пропускной режим, мы установили период работы всех этих сотрудников. Но если бы мы предупредили его о предстоящей проверке за десять дней, кто бы оставил работников на рабочем месте?

Чьи поручения

Или другой пример. Сегодня в этой сфере возникает вопрос — например, субъект попросил меня, попросил за наличные, безналичные, по договору или без него, но так или иначе, я начинаю заниматься какой-то деятельностью по его просьбе. Есть хоть один человек, который может сегодня, согласно действующему законодательству, квалифицировать нарушение — выполнение функций реализации товаров от имени другого лица, которое получило определенные свидетельства? Куда это можно отнести? Это нельзя квалифицировать как занятие предпринимательской деятельностью, потому что это не предпринимательская деятельность. Мы не можем сейчас вмешиваться в трудовые отношения — закон запрещает. Мы не можем также вмешиваться в гражданско-правовые отношения. Мы можем сегодня только требовать: если работник работает по поручению, то предприниматель должен составить соответствующие договоры. Но мы считаем, что сейчас, особенно в свете заданий, которые поставлены перед нами, у налоговой должно быть право выяснить и спросить о правовых основаниях выполнения тех или иных функций в пользу третьего лица.

Более того, даже тогда, когда представители налоговой службы выходят на проверку, возникают сложности. Например, сегодня активно обсуждается вопрос о проверках на рынках. Как известно, основная задача рынка — предоставление мест для торговли другим гражданам. Так вот, сегодня налоговый инспектор выходит на рынок для проверки. Как можно проверить, когда вы не знаете, кто там должен торговать, где именно и в какой день, как можно спросить, есть ли у него соответствующее разрешение? Невозможно!

А когда мы устанавливаем нарушение, например, торговля алкоголем без необходимых документов, или кто-то занимается предпринимательством без разрешений, то сегодня налоговая нарушителя даже спросить не может ни о чем. К тому же Конституция предоставляет право гражданину не отвечать на эти вопросы. Поэтому мы говорим о том, что в структуре налоговой должно быть соответствующее подразделение, которое имеет право задавать такие вопросы и получать ответы. В США есть агенты с соответствующими правами. В Голландии есть свое подразделение. Должна быть соответствующая структура в налоговой администрации. Конечно, мы готовы вступать в дискуссию и форматировать ее функции.