Делайте деньги, а премия приложится

Нет ничего практичнее хорошей теории. Даже Google толком не знает, кому принадлежит эта фраза, но спорить с неизвестным автором как-то никто не решается

Все это хорошо, но реализация идей также дорогого стоит. Кто-то другой сказал что-то вроде "цена идей — рупь-ведро". Очень важно довести идеи до ума и суметь применить их в реальной жизни.

Поэтому решение Шведской королевской академии наук о награждении Нобелевской премией по экономике в 2012 году за практический вклад в разработку механизмов функционирования совершенно конкретных институтов стало просто глотком свежего воздуха.

Причем институтов не простых. Речь шла о рынках, в которых отсутствовала цена как таковая. Работать с ценой сейчас умеет каждый дурак. Крестообразный график зависимости спроса и предложения от цены придуман так давно, что его автор не успел бы получить Нобелевскую премию. (Альфред Маршалл умер в 1924-м, Нобеля по экономике начали давать с 1969-го, а посмертно премию не дают)

Попробуйте продать без цены. Не верите, что такие рынки существуют? Их полно. Например, административное распределение определенных специалистов между учреждениями. Или учеников — между школами. Или донорских органов — между больными.

Вначале, правда, все же была теория, и именно за нее получит половину премии Ллойд Шепли. Он был родоначальников такого направления, как кооперативная теория игр. Не вдаваясь в сухие детали, приведем лишь один пример. Он должен дать общее понимание, о чем речь.

Стоит задача сформировать супружеские пары так, чтобы потом не было разводов. Шепли с коллегами придумали простой алгоритм, который позволит это сделать, и математически доказали стабильность конфигурации, которая получается на выходе.

Скажете, что никто семьи алгоритмами не формирует? Конечно, но ведь это лишь иллюстрация. Хотя как минимум она позволяет доказать, что царящий на Земле патриархат имеет вполне конкретные последствия с точки зрения создания пар. Как бы не льстило женщинам, что мужчины что-то делают за них, это на самом деле не в женских интересах. Кто ходит первым, тот и выигрывает.

А как же настоящая практика? Вот здесь на сцену и выходит второй лауреат — Элвин Рот.
Он увидел, где на практике работают механизмы, подобные придуманным Шепли, и помог улучшить их. Сферы — как раз здравоохранение и образование. Усовершенствования, придуманные Ротом, упрощают жизнь десяткам тысяч врачей и учеников в год. Это ли не признание?

Видимо, так и подумали в Шведской королевской академии наук. На самом деле, такие мысли приходят в их светлые головы нечасто. Если проанализировать 43 предыдущие премии, то прикладных работ там можно насчитать аж две (разработка системы национальных счетов и способа расчета стоимости деривативов).

Теперь их три. Не то чтобы начало нового тренда, но это может подстегнуть ученых выйти из кабинетов и попробовать применить знания на практике. Заплатит если не Шведский центробанк — а именно он финансирует экономический Нобель — то хоть заказчик.