Глава Агентства госимущества: Государственными предприятиями будут управлять холдинговые компании

В интервью «Делу» глава недавно созданного Агентства госимущества Дмитрий Колесников рассказал, сколько предприятий будет закрыто и как его ведомство намерено управлять госимуществом через вертикально интегрированные холдинговые компании

Дмитрий Колесников впервые оказался среди высших эшелонов власти в августе 2006 года, когда был назначен первым заместителем министра промышленной политики в правительстве Виктора Януковича.

До этого, в 2005-2006 годах, он работал заместителем директора по закупкам, затем директором по закупкам и логистике ОАО "Северный горно-обогатительный комбинат". Два месяца 2006 года, с марта по апрель, был исполнительным директором ОАО "Центральный горно-обогатительный комбинат". Оба предприятия входят в группу «Метинвест», которую контролирует принадлежащая Ринату Ахметову «СКМ».

В марте 2010 года работа Колесникова в правительстве возобновилась - он был назначен на пост министра промышленной политики, но в декабре того же года потерял место из-за начавшейся админреформы.

С декабря 2010-го Колесников - глава Государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом.

Недавно в дополнение к обязанностям главы Агентства госимущества он получил еще одну должность. Решением Кабинета Министров Украины от 5 сентября 2011 года его назначили заместителем главы Межведомственной рабочей группы по разработке проекта программы реформирования Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины". Возглавил группу первый вице-премьер-министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев.

Дмитрий Валерьевич, какие цели поставлены перед агентством и с чего началась работа?

Начали мы еще в декабре 2010 года, как только вышел указ президента. Сразу приступили к постановке целей, проработке задач и функционала.

Несмотря на то что приватизация в Украине проходит с начала 1990-х годов, в собственности государства остается около 4 тысяч госпредприятий и около 700 пакетов акций различного размера. Их общая доля в экономике страны – более 40%.

Мы понимаем, что уровень ликвидности государственной собственности очень невысок. Из этого вытекает несколько задач. Первая - очистить госсобственность от неликвидных активов, вторая - сформировать эффективную систему управления государственной собственностью в Украине.

Отмечу, что во многих ведущих странах мира государственная система управления  зачастую использует те же методы управления, что и частная форма собственности, и ничем ей не уступает с точки зрения эффективности.

Мы проанализировали опыт очень многих зарубежных стран. Мы брали страны, в которых работают, и довольно эффективно, государственные компании, и мониторили их. Очень пристально был изучен опыт Франции, Австрии, Италии, Германии, опыт азиатских стран - Китая, Малайзии, Южной Кореи.

Также мы оценили работу России в этом направлении, опыт создания вертикально интегрированных структур в Казахстане. Мы встречались с представителями этих стран, выезжали в Казахстан, встречались здесь с представителями Арабских Эмиратов, Франции, Германии.

То есть мы постарались собрать весь лучший мировой опыт, который в этом отношении есть, чтобы не допускать ошибок, которые уже кем-то были допущены в свое время.

Затем были сформулированы основные задачи для агентства. Первоочередная из них - глубокий анализ каждого объекта государственной собственности с целью определения, необходим ли этот актив в среднесрочной и долгосрочной перспективе во владении государства.

Как будет проводиться анализ?

Мы определили основные критерии, по которым государственный актив должен находиться в государственной собственности.

Во-первых, если компания обеспечивает государственную безопасность. Во-вторых, если компания обеспечивает какие-то социальные потребности общества. Затем компании, которые необходимы государству для сохранения конкуренции, для сохранения, можно так сказать, рыночного баланса. Это могут быть электросети, железнодорожное сообщение и так далее.

И следующий критерий, по которому актив должен оставаться в госсобственности в среднесрочной перспективе - возможность повышения его капитализации. Проще говоря, зачем продавать сегодня за 10 гривен, если можно завтра продать за 100?

Достаточно большой сектор государственных предприятий должен быть ликвидирован. Существует много государственных активов, которые не ведут производственной деятельности.

Есть предприятия, в которых, кроме директора, нет никого. Есть предприятия, у которых нет даже директора. Это предприятие просто числится в госреестре и все. И никто в обозримом прошлом не видел ни производственных показателей этого предприятия, ни самого руководителя, ни главного бухгалтера, и так далее.

В итоге предприятия государственного сектора экономики будут разделены на три категории. В первую категорию попадут предприятия, которые останутся в госсобственности, во вторую – предприятия, которые должны быть приватизированы. И в третью – предприятия, которые должны быть ликвидированы. Имущество этих предприятий, если таковое есть, должно быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.

Это первый блок задач, который ставится перед агентством. Второй блок задач, и я его считаю для себя наиболее важным, это формирование новой системы управления государственной собственностью. Эта система должна быть эффективна и должна быть основана, как я уже упоминал, на методах управления частным бизнесом. По-другому конкурировать на рынке госпредприятия не смогут.

За какой период вы планируете эту работу сделать?

Анализ предприятий будет окончен уже в этом году. О сроках реализации всей программы говорить пока еще рано. Опираясь на опыт стран, которые мы проанализировали, этот процесс длится от 5 до 10 лет.

Государственные холдинговые компании в развитых странах работают очень прибыльно и эффективно. Поэтому мы бы хотели, чтобы в Украине была выстроена именно такая система – вертикально интегрированных холдинговых компаний. Причем с элементом головной холдинговой компании. То есть задача на первом этапе будет сводиться к построению субхолдингов, и затем будет выстроена головная холдинговая компания.

А какой вы видите такую систему в Украине? Может, приведете пример?

Любая холдинговая компания выстраивается на основе возможной синергии. То есть нам нужно по отраслевому признаку выделить предприятия государственного сектора, которые могут, в конце концов, эту синергию обеспечить. 

Возьмем, к примеру, энергетическое машиностроение. В Украине есть мощнейшие государственные заводы, которые выпускают данную продукцию. Такие, как «Турбоатом», «Электротяжмаш», такие как, например, институт ХЭМЗ, который разрабатывает системы управления для этих же предприятий. Для того чтобы выйти общим пулом на внешний рынок и не заставлять их конкурировать между собой, не проще ли объединить их в одну вертикаль? И выйти на рынок, допустим, с одной продукцией, так сказать, «под ключ».

Так работает сейчас весь мир, все машиностроительные компании работают только «под ключ». Мы говорим заказчикам, что обеспечиваем весь комплекс услуг: проектирование, выпуск конструкторской документации, передача документации в производство, само производство, поставка, и, главное, сервис.

Машиностроительная продукция без сервиса - не жилец на рынке. Поэтому здесь можно добиться полной синергии и выйти на рынок уже более мощно.

Какой процент госсобственности пойдет под ликвидацию?

В государственной собственности нужно оставлять минимум. То есть те предприятия, которые отвечают критериям. Будет ликвидировано достаточно большое количество предприятий. Это неликвидные предприятия, они числятся в реестре, но не работают. Я думаю, по предварительным данным, около 25-30%. И это только первые прикидки. Вот когда будет закончен анализ, тогда я смогу сказать уже более определенно. 

Есть ли риск, что сотрудники этих компаний потеряют работу?

Если предприятие не должно оставаться в среднесрочной перспективе в государственной собственности, но ведет производственную деятельность и имеет штат, оно должно быть приватизировано, и будет передаваться на приватизацию.

В Фонде госимущества сейчас готовятся изменения в действующее законодательство, чтобы упростить процесс приватизации. В этом направлении уже очень много сделано. Мы хотим упростить систему для тех инвесторов, которые намерены открывать производство на нашей территории, сделать ее прозрачной и предсказуемой.

Тем более что Украина интересна и географическим положением, и квалифицированным рабочим и инженерно-техническим персоналом. У нас недорогая рабочая сила. У нас есть производственные мощности. То есть приходи, модернизируй и выпускай продукцию.

В чем разница между Агентством и Фондом госимущества?

Фонд госимущества должен заниматься приватизацией. Активы, которые должны быть приватизированы, Фонд госимущества будет приватизировать. 

Активы, которые должны управляться государством, будут управляться Агентством и центральными органами исполнительной власти, если они обеспечивают какую-то функцию центрального органа исполнительной власти.

Какую роль в госсобственности будет играть менеджмент и что скажете о перспективах прибыльности?

Не все из тех предприятий, которые обеспечивают, например, государственную безопасность, являются доходными. Это факт. Реальный доход будут приносить предприятия, которые в среднесрочной перспективе должны быть реформированы. Среднесрочная перспектива – это 3-5 лет. Очень длительный период всегда уходит на реформирование предприятия. Это и корпоратизация, и акционирование, и выстраивание вертикали.

Очень большой проблемой для государственного сектора всегда были кадры. Кадры в частных компаниях имеют достаточную мотивацию. В каждой компании по-своему выстроена система мотивации топ-менеджмента, но мы же понимаем - доходы менеджеров в частном бизнесе значительно выше, чем в государственном.

И эту систему нам придется тоже менять. Топ-менеджер, будь он отечественный или привлеченный, должен четко понимать свою мотивацию, и планку этой мотивации нужно поднимать, только в этом случае мы сможем создавать эффективные менеджерские команды.

Для вас принципиально, будет ли топ-менеджер привлеченным или отечественным управленцем?

Иностранный будет менеджер или нет, это непринципиально. У каждого менеджера есть история, он себя уже как-то показал. Другой вопрос - как мотивировать топ-менеджера хорошего уровня, для того чтобы он согласился возглавить это направление. Это достаточно сложный шаг для каждого профессионала, уж поверьте мне.

Что уже успело сделать Агентство с момента создания, с декабря 2010 года?

Полностью отработана концепция работы Агентства. Мы провели почти полный анализ предприятий госсобственности. Это огромный объем работы. По каждому предприятию нужно проанализировать его финансовые показатели, балансовую стоимость активов, уровень и коэффициенты прибыльности.

Сейчас заканчивается формирование Агентства. Мы уже имеем положение, штатную численность. Заканчиваем формирование команды, которая будет работать в Агентстве. Главное для нас сейчас - закончить анализ предприятий. Этот анализ мы делаем совместно с координационным центром экономических реформ при президенте Украины, с фондом Госимущества и со всеми центральными органами исполнительной власти.

То есть это не просто «собрались вместе и решили, что предприятие будет или не будет в госсобственности». Это дискуссионный вопрос, и мы идем от обратного – обращаемся к центральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие: докажите, что это предприятие должно оставаться в государственной собственности.

Напоследок хочу добавить, что когда будут выполнены задачи по снижению доли госсобственности в экономике страны и формированию эффективной системы управления госсобственностью, Украина на международной арене станет еще более прозрачной, понятной для наших будущих партнеров страной. И это очень положительно скажется на имидже Украины в мировом сообществе. Поверьте, эти задачи будут выполнены.