Как Украина будет закупать лекарства в 2012 году

Заместитель министра здравоохранения Украины Галина Калишенко рассказала, каким образом Минздрав намерен бороться с недобросовестными поставщиками лекарств и как власть будет обеспечивать больницы страны медикаментами

Минздрав закупает свыше тысячи наименований лекарственных препаратов. В прошлом году на торги к нам пришло 1664 участника со своими предложениями. Мы провели 93 заседания комитета конкурсных торгов. 

Для того, чтобы вообще начать процедуру торгов, сначала должны отработать комиссии по номенклатуре, рабочие группы должны написать технические задания по закупке этих лекарственных препаратов, и только потом у нас происходит процесс закупки. 

Определение номенклатуры — это нелегкий процесс. Мы очень широко обсуждали номенклатуру. Например, в клинических протоколах по лечению предусмотрено лечение 60-ю препаратами. Нам надо отобрать 10-20, которые будут закупаться за средства госбюджета. Остальные будут закупаться за средства местного бюджета. И поэтому, для того, чтобы определить, что будет закупаться за средства бюджета, необходимо иметь хотя бы какие-то критерии. 

Министерство вышло на такую формулу, что мы должны, хотя бы по некоторым программам, обеспечить 100% от потребности в поставке и закупке тех лекарственных препаратов, которые относятся к препаратам 1-2 ряда. В каждой больнице в 100% объеме должна быть лекарства, чтобы, если человек попал в больницу, ему была оказана помощь. Родился ребенок с массой тела до килограмма, обязательно должны быть лекарственные препараты, которые позволят ребенку начать дышать. А дальше уже часть препаратов должна четко закупаться за средства местного бюджета, плюс некоторые препараты, которые уже будут поддерживать пациента за его собственные средства.

Мы на 100% уверены, что за бюджетные средства мы должны закупать только лекарства проверенные, с доказанной эффективностью. И технические задания, а в этом году мы пишем типовое техническое задание, должны содержать такие фильтры, которые позволят бюджету закупать только препараты, которые уже апробированы на территории Украины и эффективность которых доказана. 

"Спасибо поставщикам, которые пошли к нам навстречу"

Минздраву удалось провести торги на полную сумму, предусмотренную в бюджете, на 1,8 млрд. грн. Мы провели все торги, даже на сэкономленную нами сумму в 155 млн. грн., заключили ряд договоров и провели оплаты.

На сегодня из 1,8 млрд. нами закуплено и поставлено в регионы препаратов на 1,3 млрд. гривен. То есть фактически за пять месяцев мы закупили и поставили в наши регионы столько, сколько было закуплено Минздравом за весь 2010 год. Спасибо поставщикам, которые пошли к нам навстречу, ведь треть поставок было свершено досрочно. 

Нам осталось за 3 месяца 2012 года допоставить в регионы лекарственных препаратов на 247 млн. грн., а также на 200 миллионов — машин скорой помощи. Реально поставка машин будет произведена в марте. 

За счет процедуры регистрации цены нам удалось снизить цены на закупаемые лекарственные препараты на 9-10%, а в некоторых случаях в два раза.

То есть, каждый поставщик, который хочет поставлять лекарства для бюджетной сферы, должен зарегистрировать цену. При регистрации цены они нам предоставляют "invoice" (приложение — Дело), на котором стоит отметка таможенной службы и мы видим стоимость лекарственного препарата за единицу. Они нам предоставляют справки, и мы видим, сколько этот лекарственный препарат стоит в стране-производителе, в странах, где этот препарат зарегистрирован. 

"Нам сразу видно превышение цены, если оно есть"

Только начиная с этого года у нас введен мониторинг оптово-отпускных цен. Мы объединили базы оптово-отпускных цен России, Беларуси, Молдовы, Литвы, Латвии, там, где введено государственное регулирование. 

То есть Министерство экономики при подтверждении расчета цены смотрит справки о цене препарата и в России, и в Молдове, и в других странах, где препарат зарегистрирован, то есть, сразу видно превышение цены, если оно есть. Мы точно также видим цену в системе Всемирной Организации Здравоохранения. 

Мы не один раз встречались и с отечественными производителями, и с дилерами, и говорим им, что система закупок для государственного и местных бюджетов — это 10-15% рынка. И естественно, государство не настолько богато, чтобы покупать лекарства с превышением цены в 3-4 раза. И поэтому мы требуем от поставщиков придерживаться установленных процедур

Мы находимся только на первом этапе введения системы государственного регулирования цен, а оно введено во многих странах, особенно в странах со страховой медициной.

При закупках мы устанавливаем предельную цену на зарегистрированный препарат, и уже не будет таких ситуаций, когда поставщики, к примеру, сговорились, и вышли на торги с завышенной ценой. Невозможной будет ситуация, когда поставщик завез лекарственный препарат, потом продал его перекупщику, потом уже этот перекупщик вышел на торги, установив свои торговые наценки. Только тот, кто зарегистрировал цену на конкретное торговое название лекарства, только тот выходит на торги. Это нам позволило снизить цены на закупаемые препараты и в целом получить экономию 155 млн. гривен.

Например, такая вакцина, как "пентаксин" в прошлом году закупалась по цене 237 грн. за единицу, в этом году мы закупили по 154 гривны. 

Сложной была ситуация с закупкой антиретровирусного препарата, сумма закупки составила 65 млн. грн. Мы закупили оригинальный препарат "алувия", стоимость которого была на 25% ниже цен на международном фармакологическом рынке.

"Если мы не будем справляться сами, то нас будут исправлять по представлению прокуратуры"

Бывают ситуации, когда министерство поставляет препарат в регионы, а потом на горячую линию Минздрава поступает сообщение о том, что в какой-то больнице нет какого-то препарата. Но что значит нет, если мы поставили? Значит тут или недоработало областное управление здравоохранения, или главврач конкретной больницы.

Мы предупредили всех начальников областных управлений об ответственности, также ужесточаем механизм списания остатков лекарственных препаратов. Потому что проведенные проверки выявили в отдельных регионах по отдельным препаратам просто залежи лекарств. Мы дали четко понять, что если мы не будем справляться сами, то нас будут исправлять по представлению прокуратуры, постановлениям следователей и так далее.

Нам удалось наладить прямой контакт с поставщиками, то есть мы теперь не по разные стороны баррикад. На торги начали выходить непосредственно производители медикаментов, у них появилось больше доверия.


Заместитель министра здравоохранения Украины Галина Калишенко