Методы зомбирования зрителей российского ТВ

Медиаэксперт, доктор наук по социальным коммуникациям Александр Чекмышев рассказал, какие инструменты используются сейчас для пропаганды в российских медиа

Журналисты украинских СМИ и медиаэксперты, описывая действия России, кроме прочего, все чаще употребляют словосочетание "информационная война". Действительно, определения технологий такой войны есть — большинство из них описаны еще во второй половине XX века. Вот и сейчас, во время эскалации конфликта в Крыму, медиатехнологи ничего супернового не используют. Но если раньше в рамках информационной войны одна технология, как правило, вызывала аналогичное противодействие другой, то сейчас отвечать манипуляциями на манипуляции нет смысла — нужно в первую очередь искать эффективные методы донесения правдивой информации.

Что касается медиаэффектов и манипуляционных технологий, наблюдаемых на российском телевидении, их можно классифицировать следующим образом.

Дезинформация – то, что сейчас встречается активнее всего. С помощью дезинформации (обмана) телеаудитории преднамеренно предоставляют информацию, которая вводит их в заблуждение. Тут действует принцип: "чем больше ложь, тем легче в нее поверить".

Этот довольно широкий метод дезинформации развивает более конкретный — метод создания иной информационной реальности. Работает это так: человек, не имея доступа к информации о реальных событиях, одновременно испытывает потребность знать о происходящих процессах, затрагивающих его интересы. И он хватает то, что ему дают. Причем в довольно агрессивной манере. Таким образом, искаженная информация способствует формированию искаженной личностной ориентации в информационном потоке. Для этого СМИ отражают не чистые факты, а их интерпретацию. Поэтому вместо отражения действительности они создают псевдореальность, и в ней с помощью стереотипов маркируют и закрепляют необходимую информацию.

Есть несколько основных опорных элементов, на которых создается эта информационная реальность: во-первых, это определение СМИ "повестки дня". Внимание зрителей привлекают к одним фактам и одновременно упускаются другие. СМИ сами определяют степень важности того или иного события. Во-вторых, медиа распространяют общие стереотипы и модели поведения, указывая, что является справедливым и нравственным, а что нет. В-третьих, СМИ организуют псевдособытия, которые, в отличие от реальных, планируются заранее и организуются искусственно, например с целью создания постановочного репортажа.

Дезинформация и метод создания иной информационной реальности усиливаются при помощи еще одной технологии — спирали умалчивания. Сейчас это тоже очень распространенный прием манипуляции, основанный на использовании закономерностей массовой психологии. Например, на основе демонстрации уличного опроса, специально подобранного и выбранного, в СМИ делается видимость, что необходимое центральной власти мнение стало господствующим. Это вынуждает иначе думающих людей из опасения оказаться "белой вороной" присоединиться к угодной манипуляторам (власти) позиции. Образуется мнимое большинство, которое на фоне умалчивания иных взглядов заявляет о себе еще громче и наглее. Процесс начинается уже на новом, большем витке. То есть "спираль умолчания" закручивается еще круче, и некоторые, даже имеющие другое мнение люди, получая однобокую картинку, начинают сомневаться и задавать себе соответствующие вопросы: "а может то, что говорят в "ящике", это действительно правда?", "а может так, как обстоят дела в Украине, так быть не должно?!"

Таким образом происходит тотальное зомбирование телеаудитории, которая начинает думать категориями "русского мира" и единой русской общности. Сомневающийся человек не находит в себе мужества каким-либо образом противостоять этому окружению и закрывается на кухне, пользуясь советским стереотипом "мы поговорим об этом шепотом и не будем выносить свои мысли в люди". Сейчас это касается как российских телезрителей, так и многих крымчан.

Что касается еще более детализированных технологий, прежде всего следует упомянуть распространение мифов и стереотипов. Массовая коммуникация в современных российских СМИ способствует распространению социальных мифов — иллюзорных идей, которые воспринимаются преимущественно на веру без рационального, критического их осмысления. Основными социальными мифами, с помощью которых формируется индивидуально-массовое сознание в современном российском обществе, являются:

- Миф о том, что россияне имеют больше индивидуальной свободы и возможностей личного выбора, чем в других странах и в частности в Украине.

- Миф о том, что в России власти в одинаковой мере беспокоятся о всех гражданах независимо от национальности и региона проживания.

- Миф о том, что в России люди живут намного богаче, чем в Украине и одновременно, в отличие от граждан США и ЕС, россияне добрее, у них нет такого доминирования эгоистической природы человека, его агрессивности, склонности к накоплению и потреблению.

- Миф о том, что в российском обществе отсутствуют социальные и межнациональные конфликты, эксплуатация и угнетение, а в Украине русских и русскоязычных, наоборот, угнетают.

- Миф о том, что российские СМИ плюралистичны и правдивы — хотя на самом деле, несмотря на их значительное количество, они контролируются не столько крупными рекламодателями, а прежде всего правительством, и таким образом являются объединенной индустрией иллюзорного мира.

Как это работает на практике? Именно благодаря таким технологиям российских СМИ мы видим "новости", из которых узнаем:

"Вчера в том или ином большом украинском городе была стрельба и есть убитые" (на самом деле — просто дезинформация).

"Боевики "Правого сектора" захватили боевые ракеты и упражняются в стрельбе" (на самом деле — постановочный сюжет с использованием архивных кадров о военных учениях).

"Радикалы-террористы" массово грабят армейские склады с оружием" (постановочный сюжет).

"На границе Украины и России гигантские очереди беженцев" (на самом деле в кадре переход на украинско-польской границе на выходные, когда жители 50-километровой зоны с обеих сторон делают покупки в соседних странах).

Безусловно, такая информационная картинка еще более усиливается сформированными стереотипами и клише:

- Красно-черные и сине-желтые флаги в кадре на современного российского обывателя действуют так же, как на американского кадры намаза, когда сотни мусульман падают ниц (кстати, сейчас многие западные СМИ стараются избегать такой картинки, считая ее манипуляцией, нарушением журналистских стандартов и этики).

- Нацистская символика в сочетании с государственными символами Украины.

- Постоянное употребление слов "бандеровцы", "фашисты" в адрес современной украинской власти.

И эти примеры — только малая толика "информационного" продукта российских СМИ.