Нужны ли украинским реформам иностранцы в правительстве?

Владимир Поперешнюк, сооснователь компании "Нова пошта" и эксперт ОО "Легкий бизнес", о положительном эффекте, который получит Украина, назначив на министерские посты экспатов

Нужны ли Украине иностранцы в правительстве? Вопрос, не предполагающий двусмысленного ответа. Сегодня для Украины это шанс на прогресс и качественные перемены.

Иностранцы в правительстве — это люди с принципиально новым для нашего госаппарата опытом и профессиональными навыками, не говоря уже о контактах в международных бизнес-структурах. Особенно это важно для обладателей портфелей в Минэкономики и Минфине, коль скоро мы заинтересованы в усилении позиции Украины в переговорах с МВФ, привлечении в страну инвестиций и преодолении экономического падения.

Не сомневаюсь, что участие экспатов в правительстве существенно снизит градус негативной оценки коррупционной составляющей украинской политики на западе. Ведь даже сегодня, спустя год после начала столь воодушевивших мировое сообщество событий в центре Киева, страна продолжает пребывать по уровню восприятия коррупции на 142 месте в мире из 175 стран, ежегодно оцениваемых в рейтинге Corruption Perceptions Index. Мы плотно засели в группе риска по соседству с Угандой и Коморскими островами…

Мне уже неоднократно приходилось слышать мнение скептиков по поводу новых министров-экспатов, мол, практически никто из них не имеет опыта внедрения реформ в своих странах, за исключением, пожалуй, лишь грузинского кандидата. Это действительно повод задать вопрос, адресованный ключевым представителям коалиции: на основании каких критериев вносились предложения по кандидатурам?

В то же время я смотрю на это более оптимистично. В бизнесе существует негласное правило оценки потенциала менеджера по принципу "10-30-60". 10% успеха зависит от профильных знаний, опыта в конкретном бизнесе. Иными словами, то, что наши кандидаты не имели практики внедрения реформ в госаппарате, определяет лишь десятую часть их результативности как менеджеров. 30% — это их функциональные способности, сугубо управленческие качества. Наконец, 60% потенциала — это ценности и личная позиция: мотивация на результат, неприятие коррупции и теневых схем, нулевая толерантность к популизму и манипуляциям.

Если эти люди готовы разделить ответственность за судьбу своей новой страны, мы готовы делегировать им не только доверие, но и "технологическую" поддержу — со стороны бизнеса, общественных организаций, медиа-сообщества.

Единственно, на чем я бы хотел сделать особый акцент, это риски в процессе внедрения в украинский государственный истеблишмент министров-экспатов. Их два.

Первый: в отсутствие политической поддержки на высочайшем уровне — прежде всего со стороны парламентской коалиции — деятельность любого, даже самого матерого чиновника-экспата, обречена на провал, как минимум на неэффективность в проведении реформ.

Для качественного реформирования страны нужно принять колоссальный пакет изменений в законодательную базу, касающуюся госадминистрирования и госбюджета. Если таковых полномочий экспаты не получат или коалиция мобилизует недостаточно политической воли к реформам, отечественный политикум очень скоро сотрясет череда громких отставок.

Отсюда вывод: министр-экспат в Украине — это лишь визитная карточка реформ, но не гарантия их проведения. Экспат вдвойне нуждается в коалиционной поддержке депутатского корпуса, чем автохтонный ставленник. В противном случае пришлось бы вместе с министром "экспатриировать" из-за рубежа как минимум половину парламентариев…

Второй риск, еще более существенный: отсутствие механизма и критериев выбора иностранного кандидата на министерские должности.

Тут принципиально мало одного лишь кулуарного соглашениями политических элит. Без понятной и публичной процедуры подбора и обсуждения кандидатов мы рискуем, по сути, "купить кота в мешке" — назначить пусть и договоренного коалицией, но далеко не самого компетентного кандидата. Это риск завалить реформы, в очередной раз утратить доверие международного сообщества и доноров.

На сей раз никакой публичной дискуссии, никаких открытых дебатов между конкурентами мы не увидели. Соответственно, непонятно, что новый Кабмин собирается предпринять, чтобы вывести страну из кризиса, каких результатов собираются добиться назначенцы и в какие сроки. Не говоря уже о поддержке деятельности министров со стороны гражданского общества.

Мы как бы нанимаем в страну чиновника, даже не услышав его публичной позиции, не удостоверившись в его квалификации. В бизнесе ни один работодатель такого себе не допустит. А в государстве — пожалуйста!

В этом одна из ключевых проблем Украины. Общественность, прежде всего основная масса налогоплательщиков, до сих пор не осознала, что они являются косвенными работодателями чиновников, платят им зарплату, покрывают их льготы и затраты из своих налоговых отчислений.

И государство в лице своей политической элиты этим охотно пользуется, кулуарно навязывая нам госаппарат, выдвигая кандидатуры как результат исключительно политических договоренностей.

В итоге кандидатам на министерские кресла даже не предоставили возможности публично выступить в Раде... Для развитого гражданского общества такой государственный "рекрутинг" — нонсенс!

"Министр-экспат в Украине — это лишь визитная карточка реформ, но не гарантия их проведения"

Итак, нужны ли украинским реформам иностранцы? Однозначно, да. Уже хотя бы по той причине, что "свои" за десять месяцев работы нового правительства не показали ровным счетом никаких результатов. Ничего, что бы позволило вывести экономику страны из штопора, остановить паническую инфляцию и рекордное c 1996 года падение ВВП — без малого вдвое в долларовом эквиваленте!

Каких результатов работы нового Кабмина мы ожидаем, должно быть озвучено публично. В стране должна быть проведена радикальная демонополизация и дерегуляция. Мы обязаны найти противоядии коррупции и провести реформы. В сухом остатке — украинцы должны как минимум прекратить нищать, если не выровнять свое благосостояние с "довоенным" уровнем.

Именно эти цели являются главными критериями эффективности работы тех министерств, которые возглавили экспаты, как и главы Кабмина в частности.

Тем паче, что ничего незаурядного в нашем кризисе нет. Польша преодолела его 15 лет назад, Британия — 40 лет назад, США в далекие 30-е. Все эти страны накопили огромный опыт выведения собственной экономики из крутого пике. Если эффективно интегрировать и применить этот опыт в Украине, мы еще поборемся за свою территориально-политическую целостность, тем паче независимость.