Онно Зонневельд: Строительство сети цифрового ТВ в Украине идет в соответствии с планом

Онно Зонневельд, глава представительства компании SES в Украине (компания-провайдер спутникового сигнала в цифровые эфирные сети украинского оператора цифрового ТВ компании "Зеонбуд"), о том, когда начнется цифровое вещание в нашей стране

"Зеонбуд" анонсировал, что уже осенью этого года запустит цифровое вещание в Украине. Как сейчас обстоят дела? Суждено ли этим обещаниям сбыться?

Строительство сети началось еще в мае. Как сообщила компания, по состоянию на октябрь, 156 ТВ вышек уже начали работу. Похоже, что все идет в соответствии с планом, и все анонсированные даты в силе. То, что "Зеонбуд" уже сделал за такие короткие сроки, вызывает уважение. Многие, включая меня, испытывали некоторые сомнения — ведь проект столь масштабный. Когда в декабре 2010 года "Зеонбуд" получил лицензию на строительство цифровой сети и сказал, что уже осенью 2011 года начнет вещание, никто не верил. Это были какие-то нереальные грандиозные планы. Но, как мы видим, это были не пустые слова.

Были ли какие-то технические сложности?

Мы являемся поставщиком спутникового цифрового сигнала и являемся лишь частью большого проекта. Поэтому могу говорить только за наш участок — тестовый режим не выявил никаких технических проблем.

Как вы относитесь к расследованию АМКУ, который выступил с требованием раскрыть акционеров"Зеонбуда"? Ведь это не очень хорошо отражается и на вашем имидже.

Не могу комментировать текущее расследование, поскольку это внутреннее дело государства, но могу сказать одно — не думаю, что в Украине есть много других компаний, которые бы взялись за реализацию подобного проекта и смогли бы обеспечить такую скорость строительства сети и финансовые вложения. Каков ваш прогноз роста аудитории спутникового телевидения в Украине до конца года?В последние годы рост аудитории был стабильный — около 4% в год, поэтому думаю, что рост продолжится, возможно, даже более высокими темпами. Очень большую роль играет конкурентная среда. Сейчас на украинском рынке работает несколько операторов платного ТВ, которые активно себя рекламируют, и это готовит почву для роста аудитории. Население еще не очень хорошо знакомо с продуктом "платное ТВ". Рост конкуренции влечет за собой рост рекламы, больше информации в СМИ, а, следовательно, растет осведомленность. Платное ТВ предлагает людям передачи высокого качества, которые они могут увидеть только благодаря этой услуге. Информирование людей повлечет рост спроса на продукт.

Другим немаловажным фактором роста аудитории платного сегмента ТВ является отключение аналогового сигнала и переход на цифровые сети. Для того, чтобы получить эфирное цифровое телевидение, необходимо приобрести ресивер — небольшое устройство, которое принимает цифровой сигнал, декодирует его и преобразует таким образом, чтобы обычный телевизор мог его "воспринять".

Для спутникового и кабельного цифрового ТВ также необходимы ресиверы. Это ставит людей перед выбором — какое же все-таки телевидение выбрать? Цена на оборудование примерно одинакова для всех трех способов приема сигнала, поэтому до потребителя необходимо донести и другую дополнительную информацию, которая поможет сделать правильный выбор. Что касается спутникового цифрового ТВ, то тут явным преимуществом перед эфирным ТВ является количество доступных каналов: цифровое наземное ТВ в Украине дает доступ к 32 каналам — 28 национальных и 4 региональных. Спутник же позволяет смотреть сотни каналов, в том числе в формате высокой четкости, а также 3D. Так, на наших европейских спутниках уже более 200 HD каналов.

Как в ближайшие 5 лет вырастет доля спутникового телевидения в Украине?

Европейская тенденция такова, что распределение долей рынка составляет 33/33/33, т.е. равномерное распределение между кабельным, эфирным и спутниковым способом приема сигнала. Но доля спутника будет расти за счет того, что он, по сути, становится все более гибридным и предоставляет своим пользователям практически неограниченный доступ к информации и развлечениям. Эфирные сети, в силу ограниченности ресурса, не могут обеспечить тот же объем услуг. Кроме того, потребуются огромные вложения в инфраструктуру. Кабель также требует больших инвестиций. Поэтому на сегодняшний день спутник остается наиболее экономически эффективной платформой распределения ТВ сигнала по всей территории страны. Мы думаем, что наиболее оптимальное решение для доставки ТВ сигнала — это комбинация различных способов доставки, где спутник будет играть все более важную роль.