Основатель "Бизнес-Молодости": Мы — не волшебная таблетка, но зарабатывать $20 тыс. в месяц — это реально

Михаил Дашкиев, основатель проекта "Бизнес-Молодость", о том, как начинался проект, и о том, почему не у всех получается добиться успеха в бизнесе

Давайте начнем с истоков. Расскажите, как появилась идея "Бизнес-Молодости"?

В самом начале у нас не было идеи учить молодежь, как вести бизнес. Но все, о чем мы рассказываем с Петром Осиповым на наших семинарах, это выстрадано нами. До того как мы создали "Бизнес-Молодость", у меня и моих партнеров около четырех лет был свой бизнес — цветочная компания, студия веб-дизайна, маркетинговая компания и производство светодиодов. За четыре года я потерял 5 млн. рублей (около $170 тыс.), заработал седые волосы. Тогда мы часто обсуждали с партнерами те проблемы, с которыми сталкиваются молодые бизнесмены, и пришли к выводу, что у всех нас общая головная боль.

Поэтому мы решили написать книгу. Уже на тот момент нам было что рассказать — оборот нашего бизнеса ежемесячно составлял около 3–4 млн. рублей ($100–135 тыс.). Пусть это не так много, но уже кое-что. Изначально у нас не было цели сделать такой масштабный проект, коим сегодня является "Бизнес-Молодость". Мы просто решили провести семинар, на котором рассказали бы о собственном опыте. Мы позвонили нашим друзьям из Высшей школы экономики, они поддержали нашу идею и назначили семинар. Это было для нас развлечением: никакой высокой цели, никакой идеи. В итоге на семинар пришли 300 человек, и в конце нас обступил народ, которому было интересно, сможем ли мы доказать, что наши слова — это не просто теория. В итоге 40 человек записались в группу, которую мы с Петром взялись довести до результата, т.е. прибыльного бизнеса.

Вы сразу понимали, как будете учить ребят?

Тогда у нас не было ни методологии, ни системы обучения, ни понимания, как мы будем учить этих людей. У нас был только собственный опыт, который мы хотели им передать. В итоге мы рассказывали им то, что знали сами, что мы умели, рассказывали о тех фишках, которые сработали у нас. На тот момент это был интересный эксперимент — получится ли у людей? Получилось. Наши участники миновали трехлетний опыт за полгода. И я увидел в этом перспективу.

Через полгода перед нами с Петром встал вопрос — что делать дальше с проектом? В тот момент "Бизнес-Молодость" не приносила нам особых денег, хотя мы и брали членские взносы (это наша принципиальная позиция — за все нужно платить). Если честно, сначала мы думали закрыть проект, но, поговорив с людьми, решили, что из этого может получиться что-то грандиозное. Мы сразу же открыли "Бизнес-Молодость" в регионах России, в частности, в моих родных Чебоксарах. Почему регионы? Я сам уехал из Чебоксар, города бритоголовой молодежи, и думал, что все деньги — в Москве. Но после того как я начал работать сам, понял, что Москва не дает денег, деньги дают знания. И если ты хочешь работать, то можешь быть успешным бизнесменом везде.

Вас зачастую воспринимают как шарлатанов, и не верят в саму идею "Бизнес-Молодости". Как вы боретесь с этим скепсисом?

Я не могу сказать, что нам удалось переломить ситуацию, но мы работаем над этим. Понимаете, когда работает маленькая тренинговая компания, она никому не интересна. Но как только какое-то явление набирает популярность, декларируются такие цифры, как тысяча бизнесов (зарегистрированных денежных потоков), 12 городов, то появляется недоверие. Нас называют очередным "МММ", лохотроном, сетевым маркетингом.

Конечно же, сначала это было тяжело воспринимать, так как в этот проект мы с Петром вкладываем душу. Но потом, пообщавшись со своими друзьями-бизнесменами, я понял, что это нормально, — все они на определенном этапе были жертвами критики, но пережили ее и добились успеха.

Как вы думаете, в чем причина критики?

Это и скепсис, и пережитки советского прошлого, когда у наших людей атрофировалась предпринимательская жилка. У нас все верят в связи и сарафанное радио, а маркетинг, многошаговые системы, SMM — не для наших людей. Это лишь одна часть проблемы — люди разучились зарабатывать деньги. Вторая проблема — предприниматель в СССР считался преступником. И до сих пор богатый — значит плохой. И этот стереотип очень плотно засел в головах людей. Когда молодой человек решает начать собственный бизнес, его родители, друзья, одноклассники и одногруппники начинают его критиковать. В этот период очень сложно не сдаться.

"Бизнес-Молодость" культивирует другие ценности — предпринимателем быть престижно, а ошибаться — не страшно. Это как банка с огурцами: если обычный огурец положить в банку с солеными огурцами, он станет соленым. Поэтому наши участники, находясь в окружении таких же молодых бизнесменов, добиваются успеха. Бизнес — это попытки и результаты. Все видят результат, но никто не видит попыток.

Вы ограничиваете возраст участников проекта?

Изначально мы ограничивали возраст наших участников 18–27 годами, ведь это все-таки "Бизнес-Молодость". Но потом мы поняли, что молодость — это не возраст в паспорте, это состояние ума. У нас есть одна участница — Любовь Тимофеевна, ей 65 лет. Она пробиралась к нам на лекцию чуть ли не через баррикады и сказала, что она придет все равно, даже если мы не будем ее пропускать.

Каков портрет успешного участника "Бизнес-Молодости"?

Я могу в первый день работы группы сказать, кто добьется результата. Это видно по первым действиям человека. Сам характер вопроса отличает бизнес-ботаника, пришедшего только за знаниями, которые потом не применяет на практике, от человека действия. Что отличает человека, который сразу достигнет результата? С самого детства у него было шило в попе, он торговал в школе ластиками, играл в КВН. Это человек вечного действия, он не может сидеть на месте. Он рано начал подрабатывать, возможно, еще в школе. У этих людей, наверное, что самое важное, нет ощущения, что мир несправедлив, они не ищут оправдания своих неудач на стороне.

Почему добиться успеха получается не у всех?

Мы не боги, и "Бизнес-Молодость" — это не волшебная таблетка. Именно поэтому получается не у всех. В целом можно сказать, что пропорция составляет 5/15/80. Так, 5% достигают выдающихся результатов — дохода в $20 тыс. в месяц. Это те люди, у которых и без нас все было бы хорошо, но с нами они получают большое ускорение. Но это скорее исключение, чем правило. 15–20% достигают нормальных стабильных результатов — минимум это $2–3 тыс. в месяц. Остальные — это либо копейки, либо ничего.

Все бизнесы, которые вы помогаете открывать участникам "Бизнес-Молодости", обязательно официально регистрируются?

Однозначно да. И я хочу особо подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя работать без регистрации. Другое дело, что официальная регистрация нужна тогда, когда есть что регистрировать. Когда у вас нет ни сделок, ни первой прибыли, а есть одна лишь голая идея, думать о регистрации бессмысленно. Но когда появляются первые звонки от клиентов, регистрация становится необходимой.

Расскажите об участниках, которыми вы гордитесь.

Я горжусь нашими денежными проектами, ведь деньги на первом этапе — это индикатор успешности бизнеса. Например, Алексей Наниашвили — один из первых наших участников, физик-ядерщик, выпускник Бауманки. Обычно технари не добиваются успехов в бизнесе, так как у них нет хватки. Но если она есть, тогда получается гремучая смесь и они добиваются выдающихся успехов. Алексей — ученый-изобретатель, он не побоялся обзвонить заводы. Назначив встречу с главными инженерами, он предложил им методы усовершенствования оборудования для более эффективной работы. Уже на второй неделе обучения он совершил сделку на 800 тыс. рублей ($27 тыс.), из которых половина — его прибыль. В январе этого года он закрыл сделку по поставке мобильных конструкций для стадионов на 15 млн. рублей ($510 тыс.), из которых половина — его чистая прибыль.

Есть Влада Чижевская — девочка из маленького городка Туапсе, которая в 14 лет переехала в Москву, поступила в колледж при ВГИКе. Придя к нам, она открыла агентство детских праздников и анимации. Она сейчас зарабатывает $10–15 тыс. в месяц, у нее уже есть офис в центре Москвы, сотрудники, ее бизнес растет. И это в 19 лет.

Но мы с вами понимаем, что это скорее исключение, чем правило. Здесь мяч на стороне участников — мы даем им инструмент, а дальше все зависит от них. Я думаю, во многом это вопрос веры в себя. Потому что у людей глубоко в голове есть страх провала, и если у них не получается с первого раза, большинство сдается. Ведь многие, столкнувшись с первыми проблемами, опускают руки. Поэтому мы стараемся, в первую очередь, донести нашим участникам, что ошибки — это нормально. Бизнес — это непросто, это труд, и успех не всегда приходит с первого раза.

Почему вы с Петром до сих пор все лекции читаете сами, а не привлекаете коучей?

Мы считаем, что можем научить тому, что мы умеем и имеем сами. Я зарабатываю 3 млн. рублей ($100 тыс.) в месяц. И я могу научить зарабатывать 3 млн. рублей — больше никак. Так и любой тренер — он может научить только своему результату. Кроме того, надо уметь учить, а это дано далеко не всем. Поэтому пока мы сами ведем свои семинары.

Вы зарабатываете на "Бизнес-Молодости"?

Да, конечно. "Бизнес-Молодость" — прибыльный проект. Было бы странно, если бы проект, где учат, как зарабатывать на бизнесе, был бы убыточен.

Наверняка политические партии не раз пытались вас завербовать в свои ряды, ведь в проекте участвует самая активная часть молодежи?

Мы аполитичная организация, мы вообще не лезем в политику. Не скрою, мне раз 20 в неделю приходят предложения создать собственную партию. Но, слава Богу, все очень цивилизованные.

Может ли человек, который придет только на вашу бесплатную лекцию, например, такую, которая состоится 10 мая во Дворце Спорта, понять, как добиться успеха в бизнесе?

Я могу рассказать, как построить бизнес, прямо сейчас, секрета никакого нет. Во-первых, нужно обнулиться, понять, что тот опыт, который у тебя есть, привел тебя к текущей точке. Если ты не миллионер, то будь добр воспринимать информацию. Кроме того, нужно понять, что тебе нужен бизнес, который будет приносить деньги, а не красивый или инновационный бизнес. Затем нужно протестировать ниши, а не вкладывать деньги на авось. Тестируются 15–20 ниш. Для этого выкладываются объявления на бесплатных сайтах. Критериями выбора ниши является существующий в ней спрос, емкость, короткий цикл сделки, wow-фактор, наличие поставщиков в ближайшем окружении, география и возможность работать по всей стране. Что значить тестировать? Это получать первые заказы, и поверьте, все меняется, после того как вы получаете первый звонок от заказчика. Когда вам звонит первый заказчик и хочет купить 10 тонн арматуры, но арматуры у вас нет. В этот момент все книжки в бизнесе откладываются в сторону, и вы начинаете искать эти 10 тонн арматуры. Ездите по всей стране и ищете предприятия, которым нужны клиенты. Находите поставщика, заключаете агентское соглашение, приводите ему клиента и получаете 10–15% комиссионных. Вот мы завершили первую сделку. Дальше мы увеличиваем трафик, запускаем контекстную рекламу, регистрируем компанию, и количество заказов у нас уже увеличивается до 10–15 в день. Мы переходим от посредника к компании-поставщику — делаем заказы, покупаем продукцию на склад и ищем заказчика, которому она нужна. И так далее.

Вот я только что рассказал, как реально сделать бизнес. Думаете, все пойдут и прямо сейчас сделают? Нет, лишь единицы, потому что у основной массы сразу появятся сомнения, неверие и страхи. Только решительные, внутренне свободные люди способны действовать безотлагательно. Ради них и существует "Бизнес-Молодость".