Революция в головах

Так уж случилось, что мои годы работы в Delo.UA попали на период, когда бизнесом в стране занимались меньше всего. Ну, то есть занимались, конечно, но тектонические сдвиги в госполитике и обществе, произошедшие зимой 2013-2014 годов и последующие события — оккупация Крыма, война на востоке — отодвинули процесс зарабатывания денег в чистом виде на второй план

В то же время все происходящее в стране, конечно, не могло не отразиться на украинском бизнесе. Про негативное влияние все и так знают, не вижу смысла повторять. Но ведь было и позитивное!

Когда в феврале 2013 года на Delo.UA стартовал спецпроект "В поисках Made in Ukraine", целью которого было привлечь внимание к украинским FMCG-товарам и доказать, что в наше можно и одеваться, и обуваться, нашим мыться, стирать и краситься и наше есть, мы с Юлей Савостиной абсолютно не были уверены, что проект "пойдет". Не в смысле, удастся ли нам его сделать, а в смысле — удастся ли убедить аудиторию в том, что украинское покупать можно и нужно.

Эксперимент "год на всем украинском" начался в одной стране, а заканчивался уже совсем в другой. 13 февраля 2014 года, когда вышел последний пост в рамках заявленного эксперимента, интерес к украинскому уже значительно возрос, но мы и близко не предполагали, что начнется через месяц.

А через месяц началась оккупация Крыма Россией, на которую украинский потребитель откликнулся жесточайшим бойкотом российских товаров, чуть ослабившимся со временем, но не закончившимся и по сей день.

И понеслось. Штрих-код, начинающийся на 482, из подозрительного стал самым желанным, маркировка "Сделано в Украине", ранее стыдливо прятавшаяся в дальний угол внутреннего кармана, теперь гордо красовалась на всех видимых местах любого изделия, полки супермаркетов запестрели сине-желтыми флажками: "Смотрите, вот мы продаем наши товары, и вот тоже!". Прошлый год удивительным образом стал временем крушения и одновременно расцвета украинского бизнеса. Рушились огромные заводы, расцветали малые предприятия.

Все имеет свой конец, свое начало. К концу 2015 года "патриотический консьюмеризм" потихоньку начинает спадать, кроме приятной глазу надписи "сделано в Украине", покупатель ждет уже и качества, и адекватной цены, и не уступающего западным аналогам сервиса. Для кого-то из производителей это оказалось неприятной неожиданностью, и они сошли с дистанции. Другие предполагали подобное развитие событий, и еще в начале бума "покупай украинское" озаботились подтягиванием данных параметров.

Но это уже детали. Один из самых больших кризисов в бизнесе за годы существования Украины принес бизнесу главное — принятие потребителем своих товаров как достойных, качественных, способных удовлетворить 99% ежедневных потребностей человека. После многих лет крайне прохладного отношения к внутреннему производству значение этого переоценить невозможно. Революция в головах потребителей произошла. Теперь важно завершить ее в головах производителей, которым нужно выйти из состояния эйфории "я made in Ukraine, и этого достаточно" и сделать так, чтобы их любили не только за это. И мы получим совершенно новый украинский бизнес. По мне — куда более здоровый, чем тот, который я наблюдала до своего прихода в Delo.UA.