Шесть принципов успешного карьерного роста

Юрий Логуш, президент Kyiv School of Economics, поделился шестью советами о том, как быстрее взобраться на вершину карьерной пирамиды

Я в бизнесе больше сорока лет, и за это время накопилось столько знаний, что теперь хочу ими поделиться. Об этом в своем блоге для Киевстар "Бизнес Дайджест" рассказал Юрий Логуш, президент Kyiv School of Economics.

В бизнесе как на ипподроме: ежедневно затаив дыхание наблюдаешь, твоя лошадь прибежит первой или последней? Когда-то я бросил преподавание и ушел в бизнес. Я выбирал. И выбрал интересную страну, потому что бизнес в Америке — это скучно.

Я искал страну с разваливающейся экономикой, галопирующей инфляцией, бешеной девальвацией. И нашел: Украина, 1992 год.

Очень интересный и динамичный рынок. Я занялся стартапами. С 1992-го работал в Japan Tobacco, через полгода — в KPMG. Мы основали тогда банковскую академию. Потом был SUN Interbrew, впоследствии — "Крафт Фудз". Это был уже серьезный FMCG-бизнес с оборотом 15 миллионов долларов.

Потом вернулся в академический мир. Сначала преподавал стратегии взрослым, потом меня пригласили в академию наук. Я вернулся домой, в родную экономическую среду, но не в Америке, а в Украине.

Из ленивого человека я превратился в нетерпеливого, никому не хотел уступать — деньги такое делают.

Теперь я могу дать вам шесть советов, как быстрее взобраться на вершину карьерной пирамиды.

1. Ставьте перед собой высокую цель. Наивысшую, какая только может быть. Будучи студентом, я хотел стать профессором. Ушел в бизнес — чтобы быть СЕО. Я не хочу никому отчитываться, ни под кем работать. Чем более высокую цель вы поставите, тем выше подниметесь. Стремитесь заменить своего босса — тогда вы чего-то добьетесь.

2. Образование. Получите максимум образования. Я не шучу. Если бы у меня не было доктората, я не смог бы работать консультантом. А если бы не был консультантом — не стал бы сразу СЕО. Образование — это лучший способ подняться наверх быстрее всех. МВА, докторат — это не просто бумажки, приобретенные за деньги. Это знания! Они вам очень помогут. Свой докторат по эконометрике я защитил в 1973 году. И могу сейчас идти и преподавать. Я могу анализировать. Образование дает возможность видеть полную картину. Если вы хотите руководить бизнесом, то должны понимать все его процессы и функции. Вам нужно, как дирижеру оркестра, управлять всем. И вам необходимо понимать тот внешний контекст, в котором работаете, — свою отрасль и экономику. Тогда вы будете успешным управленцем. Это непросто, но вы должны видеть всю картину. И вы должны в чем-то быть специалистом. Невозможно знать все одинаково хорошо, но что-то нужно уметь в совершенстве.

3. Не упустите возможность. Так не бывает, чтобы в приоритете были вечерние моционы и покупка машины вместо учебы, а потом оп — и вы СЕО. Ведь когда гуляете, вы упускаете возможности.

Никогда не бойтесь делать что-то новое. Если боитесь нового — на вас есть крест. Потому что самое интересное там, где новое. И где никто не знает, куда дальше идти. Вы, конечно, тоже не знаете. Но это новые территории. Если вы боитесь — вы не верите себе. И тогда никто вам не верит.

Это как подавать резюме. Если вы полгода сомневаетесь, кто-то в это время займет ваше место и чего-то достигнет.

4. Ваши личные качества очень важны. Но главное — много трудиться. Это говорю я, ленивый человек. Вы должны гореть тем, что делаете. И тогда оно делается, тогда не лень. Как мы когда-то шутили: если бы нам не платили, мы бы все равно работали, ведь нам интересно, это азарт.

Я не знаю никого, кто дошел бы до вершины без напряженного, тяжелого труда. И это не с 9 до 18 и 5 дней в неделю. Возникает вопрос, как быть с work/life balance? Но если вы любите то, что вы делаете, то следует говорить о fun/life balance. Я немало видел, как люди, которые любят свою работу, на том самом месте, где трудятся, — живут, знакомятся и женятся.

Хотите управлять командой? Научитесь быть хорошим ее членом. Тогда вас признают коллеги, и вы станете руководителем.

Будьте всегда открытым, честным, справедливым, объективным, прозрачным, не занимайтесь ерундой, не хитрите. Мы много сейчас говорим о реформах, чтобы все было прозрачно, чтобы все имели равные шансы, чтобы до вершины могли добраться лучшие.

Никогда не сжигайте мосты, не разрушайте отношения. Мир очень мал. Вчера вы поссорились с кем-то, а завтра он работает в Европе в штаб-квартире вашего нового работодателя. Если этот человек злой, нехороший, подлый — обойдите его, не идите "на ножи".

5. Всегда ставьте себя на место человека, с которым вы имеете дело. Тогда вы поймете, какие у него потребности, ожидания, что вы можете предложить, чтобы вместе сделать больше. Это очень важно. Не стоит постоянно думать о себе и о своей проекции на других людей. Никогда этого не делайте. И это касается партнеров, босса, всех.

6. Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Со временем так и будет. Даже наглецы и гордецы, которые хамят, презирают и т.д., будут уважать вас. Устанавливайте такую культуру отношений.

Наука — это тяжело и сложно, а бизнес — это легко. Если вы освоите эту науку отношений, эти шесть простых принципов, в бизнесе вам будет легко. Как рынком, по Адаму Смиту, должен руководить спрос и предложение, так же людьми руководят отношения.

И не забывайте отличаться от других. Не одеждой и прической. Работайте не так, как другие, и вы будете успешным!