Украинский стартап RunFaces покоряет США

Один из проектов, попавших в первый набор бизнес-инкубатора EastLabs, социальная видеоплатформа RunFaces быстро завоевывает симпатии американских юзеров. О работе в инкубаторе и о своем детище "Делу" рассказал сооснователь RunFaces Александр Крижевич

Социальная видеосеть RunFaces — один из немногих украинских стартапов, который попал в обзор TechCrunch. Киевляне Антон Мельник и Александр Крижевич запустили сайт в октябре 2011 года, и пришли в бизнес-инкубатор EastLabs с работающим продуктом. Буквально за месяц после запуска количество просмотров страниц сервиса достигло 2,5 миллиона, причем пользователи приходили в основном из двух американских штатов Канзас и Миссури. Сейчас сайтом пользуется 15 тысяч человек.

По словам критиков, украинским предпринимателям удалось создать продукт высокого уровня, чего они никак не ожидали от стартапа из Восточной Европы.

За четыре месяца работы бизнес-инкубатора посевной стадии инвестиций EastLabs, стартап RunFaces претерпел некоторые изменения. Подробнее о работе в инкубаторе "Делу" рассказал сооснователь RunFace s Александр Крижевич

Александр, чем RunFaces отличается от других социальных сетей?

Идея сайта RunFaces состоит в том, что мы соединяем людей по интересам. Если вам интересна кухня или путешествия, какая-то определенная страна, скажем, Бразилия, то вы можете на нашем сайте найти собеседника по интересующей вас тематике и быстро соединиться с ними при помощи видео. RunFaces сейчас соединяет в себе два таких самых больших тренда — это видео плюс интересы.

У нас есть внутренний слоган: мы хотим перезнакомить весь мир и сделать это качественно, чтобы люди находили себе новых друзей для общения на интересующие темы.

Как возникла идея сайта? Может, что-то вас к ней подтолкнуло?

Да, был один стартап, он был популярен года 4-5 назад, в котором людей в случайном порядке соединяли при помощи видео. Так как там вся идея заключалась только в случайном соединении людей, все быстро скатилось исключительно к порно-контенту, поскольку людей ничего, по большому счету, не объединяло. Посмотрев на этот стартап, в какой-то момент мы подумали, что на самом деле, наверное, людям надо давать темы для обсуждения.

Расскажите о своей работе в инкубаторе. Что здесь происходило в последние четыре месяца?

Многое происходило. В инкубаторе есть четыре команды. Некоторые команды пришли с презентацией на бумаге, мы же пришли уже с готовым продуктом, как мы на тот момент считали. Мы были уверены полностью, что он отличный, замечательно работает, но в процессе работы в инкубаторе, когда мы стали встречаться с большим количеством менторов, украинских и зарубежных, специалистами по рекламе, маркетингу, юзабилити-экспертами, мы поняли, что многое в нашем продукте нужно существенно менять.

И этим, собственно, мы и занимались. В процессе нашей работы мы существенно улучшили сайт. Плюс благодаря инкубатору мы получили как одна из немногих украинских компаний публикацию в TechCrunch — это Библия для всех стартаперов и интернет-проектов.

В EastLabs вы уже пришли с готовым проектом. А какое время он уже существовал?

Он на тот момент существовал полгода. Мы делали все за свои деньги. Понятно, что такие проекты требуют довольно больших инвестиций. Но главное — это не деньги, а связи, которые есть у EastLabs. У нас три управляющих партнера, каждый из которых силен в какой-то своей определенной области. У Эвелин Бучацкий огромные связи в сфере маркетинга и пиара, и она дает очень много того, что касается развития и распространения знаний о самом сайте. У Риш Лотрикар много контактов в сфере венчурных фондов, ангелов, и он помогает распространять знания о сайте среди инвесторов. У Ольги Бельковой большой опыт в построении стратегии бизнеса, составлении глобальной концепции, бизнес-модели. Она нам помогает в этом направлении.

Эти знания и связи стартапу получить крайне сложно, особенно в Украине, потому что это движение у нас только зарождается. И EastLabs — это первый полноценный инкубатор, а мы в первой когорте. Мы сейчас как первопроходцы, пионеры, которые протаптывают эту дорогу.

А что изменилось в вашей модели, в вашем сайте за эти четыре месяца?

Мы пришли с большой, глобальной идеей — социальная сеть для людей, которые объединены общими интересами. В процессе работы в инкубаторе мы несколько раз меняли модель, тестировали различные ее виды, включая модель дейтинга, потому что люди любят не просто знакомиться, но и после знакомства встречаться. Мы тестировали модели более узких интересов. Сейчас мы сконцентрировались на том, что мы будем соединять людей не широко, а по узким интересам. Изначально у нас было 500 групп по интересам, в каждой было по 50-100 юзеров. Мы поняли, что для того чтобы их одновременно запустить, нужно 50 миллионов долларов, чтобы каждую группу одновременно рекламировать. Мы долго сражались, боролись, чтобы оставить эту глобальную идею, но в процессе обсуждений, встреч с менторами и кураторами поняли, что можно оставить глобальную идею, но начинать нужно с чего-то более конкретного и узкого. Например, с одного конкретного интереса.

Над чем сейчас работаете?

Сейчас благодаря инкубатору у нас появился новый инвестор из России с очень хорошими связями в Америке. У нас сейчас идет раунд привлечения инвестиций. И сейчас мы работаем над одним специфическим интересом — это баскетбол. Начинаем с этого и постепенно будем подключать другие темы. И здесь очень правильная стратегия, потому что невозможно объять необъятное, нужны большие ресурсы, а нужно, как говорится, "думать глобально, а действовать локально".

Мы глобально думаем, но поняли, что нужно точечно развивать продукт.

Как так получилось, что ваш стартап набрал много юзеров именно из Америки?

Когда мы запустились, а это было еще до входа в инкубатор, мы не делали никакой рекламной кампании. Нас случайно нашла одна девушка из Канзаса, сделала "твит" всем своим друзьям, что ребята, посмотрите, прикольный сервис, давайте общаться. Друзья сделали "твит" друзьям, в общем, у нас сложилась интересная статистика. В один день было 500 пользователей, на следующий день — 2,5 тысячи человек, и еще через день 10 тысяч человек. Это была базовая версия продукта, теория, гипотеза, которую мы "выдвинули". И она сработала, но тогда были другие технологии. На протяжении 4 месяцев мы очень существенно поменяли технологию.

За первый месяц мы получили 2,5 млн просмотров страниц, 300 тысяч заходов на сайт, и общее время, которое люди провели у нас в чате — 16 тысяч часов. Но так как была другая технология (это была базовая видеотехнология, над которой мы особо не работали), мы обвалили сервер компании, предоставляющей видеотехнологию, и нас отключили. Мы поняли, что идея работает, она интересна, но нужно существенно увеличивать поток видео и улучшать его качество.

Мы над этим работали активно 3 месяца. После этого опять показали продукт миру. Месяц он поработал в широком поле, у нас было 500-1,5 тысячи групп, довольно медленно группы набирали людей. Сейчас мы решили сконцентрироваться и с начала месяца работаем по специфическим интересам, таким как баскетбол.

Вы не растеряли людей из-за того, что решили изменить концепцию?

Понимаете, интернет-предпринимательство — это теория. Ты выдвигаешь какую-то определенную теорию о том, что людям нужно общаться. Ты попробовал, протестировал ее на одной аудитории. У нас это была молодежная аудитория, она не была объединена общими интересами, это были знакомые знакомых. Это были друзья из одной школы, потом к средней школе подключилась старшая, к старшей школе подключился колледж. И все они находились на одной территории в Канзасе. Через месяц подключился еще соседний штат Миссури. Но так как у нас сайт — это объединение людей не по локации, а по интересу, то для нас эта аудитория важна, и мы к ней вернемся. Однако сейчас мы тестируем теорию конкретно объединения людей схожих интересов.

Каким образом можно монетизировать ваш проект?

У нас две модели монетизации. Первая — это модель "фримиум". У нас есть шафл-чат, в котором вы можете соединяться с людьми в случайном порядке. В месяц вы можете сто раз сделать соединение, а после этого заплатить небольшие деньги, для того чтобы получить доступ еще к 500 соединениям. Плюс можно купить виртуальные подарки. Везде люди, они хотят друг другу нравиться, они готовы дарить подарочки. На этом строится первая часть монетизации.

Вторая — у нас есть видео, которое люди могут смотреть. Оно объединено в группы. Например, если это группа "Баскетбол", то там все видео о баскетболе. Там у нас планируется размещение таргетированной рекламы. Плюс в будущем мы планируем продавать спонсорство в этих группах.

Мы рассчитываем, что наша аудитория будет в основном зарубежная. Мы хорошо набираем аудиторию в США, и следующий шаг после того как мы сейчас закончим формировать продукт, закончим формировать аудиторию в одном специфическом интересе, мы будем проводить переговоры с западными рекламными агентствами для продажи рекламы и партнерства.

Ну, в каком-то смысле вы похожи на YouTube, только более структурированы, получается?

Да, только YouTube не имеет социализации. Там есть комментарии, но по большому счету, эти комментарии никто никогда не читает.

Вам не кажется, что вы немного опережаете время?

Очень многие специалисты говорят, что это прорывной стартап. Это не копи-кат. 80% стартапов, которые запускаются, это копии каких-то американских аналогов. Мы на этом рынке, соединяя людей по интересам при помощи видео, в такой концепции были первые, об этом TechCrunch, собственно, и написал. Это довольно опасно, потому что всегда сложно быть первым. Рынка как такового еще нет, люди не понимают, зачем им это нужно.

К чему вы в конечном счете стремитесь?

Мы стремимся к тому, чтобы перезнакомить всех людей. Это больше интерес создать что-то новое и необычное и оставить свой след в истории.