В США сланцевый газ добывают возле школ и стадионов — Добкин

Месяц назад губернатор Харьковской области, где компания Shell намерена добывать сланцевый газ, побывал на месторождениях нетрадиционного газа в США. Находясь в Киеве, Михаил Добкин поделился впечатлениями от увиденного в Америке

Я не имею специального образования по добыче и особенностям сланцевого газа, поэтому не могу как специалист рассказывать в мельчайших подробностях обо всех процессах, связанных с фрекингом (гидроразрыв пласта). Поэтому, чтобы смотреть в глаза своим землякам и не ошибиться с добычей нетрадиционного газа, я поехал туда, где своими глазами смог увидеть и убедиться в том, что мы стоим на пороге сланцевой революции в нашей стране. Я также убедился, что добыча нетрадиционного газа абсолютно безопасна экологически.

Я был в США, в штате Техас на месторождении Barnett Shale, где уже десять лет добывают сланцевый газ. Количество скважин там перевалило за 100 тысяч. Я своими глазами видел построенные скважины, дающие газ, расположенные в 50 метрах от школьного стадиона, в 70 метрах от дома для престарелых, в 100 метрах от гостиницы, в 200 метрах от 120-тысячного стадиона в Далласе.

В Харьковской области залежи нетрадиционного газа находятся за пределами крупных населенных пунктов. А в Америке сланцевый газ совершенно спокойно добывают в городах.

Я видел схему, на которой под четырьмя взлетно-посадочными полосами Далласского аэропорта (4-е место в мире по пассажироперевозкам) находилось семь горизонтальных скважин на расстоянии 150 м друг от друга, и в каждой было по пять гидроразрывов.

Пообщавшись с чиновниками, отвечающими за этот процесс, поговорив с представителями газодобывающих компаний, я узнал много нового. Например, добыча сланцевого газа не приводит ни к исчезновению, ни к загрязнению воды. Это абсолютно безопасно для людей и домашних животных.

Еще я увидел выстроенные системы взаимоотношений, выгодные для территориальных общин. Для начала скажу, что обустройство скважины требует проведения работ, которые осуществляют исключительно узкопрофильные специалисты, и работ, которые требуют большого числа разнорабочих. В Америке компании, добывающие сланцевый газ, договорились с одной стороны о более высоком уровне почасовой оплаты, а с другой — для простых работ будут привлекать в первую очередь местное население.

К тому же в городках буровиков растет бизнес, направленный на их обслуживание. Как следствие, в таких регионах дорожает жилье. Для нас это очень актуально, поскольку для многих семей жилье — это единственное серьезное богатство. И если оно будет дорожать, то это еще один плюс для людей.

Благодаря сланцевому газу, Украина может попасть в десятку стран с крупнейшими запасами углеводородов. Таким образом, мы можем составлять конкуренцию основным экспортерам газа. Отсюда, наверное, и большой интерес к организации протестных акций и запугиванию населения. То же самое происходило и в США. Там те, кто не был заинтересован в появлении компании с дополнительными возможностями, устраивали такие акции и оплачивали митинги. Мы это все пройдем абсолютно цивилизованным путем.

Главное сейчас — пройти с минимальными потерями через разъяснительную работу, объясняя жителям, что ничего не случится с водой, не будет угрозы жизни и здоровью.