НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,57

41,52

EUR

44,10

43,87

Депутаты разрешили закрывать украинцам доступ в интернет без решения суда. Мнение провайдеров (обновлено)

Рада разрешила НКРСИ ограничивать доступ к интернету только на основании выводов эксперта
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Верховная Рада Украины разрешила Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) ограничивать доступ к интернету на основании вывода эксперта.

За принятие проекта закона №3879 (зарегистрирован в Верховной Раде депутатом-регионалом Вадимом Колесниченко) проголосовало 235 из 226 необходимых для принятия решения депутатов.

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в закон "О телекоммуникациях", расширяющих полномочия НКРСИ возможностью принимать решение относительно ограничения доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети интернет, через которые осуществляется распространение информации, противоречащей закону, или через которые осуществляется деятельность информагентств без государственной регистрации. Решение должно приниматься на основании вывода эксперта о принадлежности информации к такой, распространение которой противоречит закону.

НКРСИ также уполномочена принимать решение о возобновлении доступа к веб-ресурсам в случае устранения незаконной информации с сайта.

Решение об ограничении доступа может быть обжаловано в суде.

Инициирование рассмотрения вопросов, связанных с ограничение доступа к веб-ресурсам, осуществляются в порядке, установленном Кабинетом министров.

В пояснительной записке к законопроекту, в частности, отмечается, что социальные сети используются для разжигания вражды на социальной, национальной, политической и языковой почве. "Нередко под видом самоорганизации граждан интернет используется для манипулирования извне, в результате чего осуществляется существенный рост кофликтности, жестокости, безжалостности и насилия среди населения, что приводит к снижению уровня моральности и системного нарушения ущерба законным правам и интересам граждан и общества, интересам государства в целом", — отмечается в записке.

Кроме того, принятый закон вводит обязанность операторов и провайдеров телекоммуникаций на основании решения комиссии осуществлять ограничение доступа своих абонентов к таким сайтам.

На данный момент ограничение доступа к веб-ресурсу возможно только на основе решения суда.

Закон также обязал операторов, использующих телекоммуникационные сети, за свой счет закупать и устанавливать на сетях технические средства, необходимые для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, тогда как ранее закон обязывал операторов только устанавливать такие средства за свой счет.

Еще одним изменением в закон "О телекоммуникациях" является норма обязательного лицензирования предоставления услуги доступа к интернету (ранее интернет-провайдеры только вносились в реестр НКРСИ и не лицензировались).

Кроме того, закон вводит понятие идентификационной телекоммуникационной карты — средства, которое используется для идентификации конечного оборудования абонента в сети (SIM-карта, USIM-карта и т.д). Предоставление телекоммуникационных услуг с использованием такой карты осуществляется на основании заключенного между оператором телекоммуникаций и потребителей договора в порядке, предусмотренном законодательством.

Мнение участников рынка

Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстар"

В целом мы считаем, что новый закон требует обсуждения со всеми участниками рынка и доработки. Надеемся, что в таком виде он будет ветирован Президентом Украины. Дополнительное лицензирование на рынке доступа в интернет, который является достаточно зарегулированным, вносит новые организационные и финансовые нагрузки. Это противоречит задекларированному Президентом и правительством Украины курсу на либерализацию и дерегуляцию экономики.

Нам также непонятен механизм реализации запрета доступа к определенным интернет ресурсам через решение эксперта. Следует обратить внимание, что институт соответствующих экспертов не описан украинским законодательством. Мы считаем, что любой запрет может вводиться исключительно решением суда.

Сергей Бойко, п резидент компании "Воля"

Эти нормы, как любое ограничение, не внесут ничего, что способно стимулировать развитие рыночных отношений, прозрачной конкуренции или социального партнерства между государством и бизнесом. Поскольку в нашей стране законоприменение государственными органами зачастую носит репрессивный характер, есть риск использования новых норм против тех или иных участников рынка телекоммуникаций, либо с целью требования чиновниками определенного уровня "послушания".

С моей точки зрения, лицензирование, как самая жесткая форма разрешений, должна применяться только к деятельности, несущей угрозу жизни или здоровью человека.

Вряд ли услуги по обеспечению доступа в информационную сеть Интернет относятся к опаснейшей деятельности...

Кроме того, внедрение лицензирования противоречит утвержденной Президентом Программе экономических реформ и уменьшению видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Теперь НКРСИ должна разработать и обсудить с рынком (а регуляторные процедуры никто не отменял) лицензионные условия и порядок выдачи лицензии, и на этом этапе мы должны обеспечить их соответствие цивилизованным нормам действующего законодательства и сделать все возможное, чтобы это не стало орудием против легального и честного предпринимательства.