Эксклюзив

Переход в "облако" помогает сократить затраты на 20% — Марис Сперга, Lattelecom

02 марта 2016, 15:30
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Об особенностях работы европейской IТ-компании на украинском рынке облачного хранения данных Delo.UA пообщалось с директором по развитию бизнеса центров обработки данных Lattelecom Марисом Спергой

Переход в Увеличить картинку

По данным IDC, глобальный рынок услуг облачной инфраструктуры в 2015 году вырос на 24,1%. Аналитики сообщили, что рынок рос во всех регионах, кроме Центральной и Восточной Европы, где геополитическая обстановка замедлила рост затрат на IT-инфраструктуру. Как Lattelecom ощутил это на себе?

Геополитическая турбулентность, конечно, была, но если посмотреть на Европу, то в Старой Европе тоже есть свой кризис, из которого она не может выйти последние четыре года. Что касается Украины, то прошлый год для нас прошел очень хорошо — мы выросли на 250%, если сравнивать с 2014 годом. Самый большой рост мы наблюдали в сегменте крупного бизнеса. То есть, если смотреть на инфраструктурные решения, к нам приходили крупные клиенты. Увидев этот рост, в прошлом году мы решили запустить виртуальную платформу Lattelecom Cloud, чтобы расширить работу с малым и средним бизнесом.

То есть, изначальный рост обеспечил крупный бизнес, благодаря которому вы планируете развивать сотрудничество с малым и средним?

Да, но это параллельный процесс. Мы видим, что их бизнес растет, и мы запускаем новый сервис, который поможет удовлетворить их нужды.

Как распределяется рынок облачных сервисов в Украине и какую долю на нем занимает Lattelecom?

Если смотреть на любой рынок, то всегда есть два сегмента. Локальные игроки, которые предоставляют облачные сервисы внутри страны, и те компании, которые предоставляют услуги по выносу облачной инфраструктуры за рубеж. Этот сегмент занимает 10-15% общеукраинского рынка.

Мы конкурируем в последнем сегменте с компаниями из Польши, Нидерландов, Германии, но по сравнению с этим компаниями, по качеству услуг, цене и обслуживанию мы более привлекательны для украинского рынка.

Последний год для украинских IT-компаний характеризовался большим количеством обысков со стороны правоохранителей. Подтолкнуло ли это клиентов обратиться к вам? Насколько важен для них тот факт, что их данные хранятся на серверах в ЕС?

Здесь есть два основных фактора. Первый — компании интересует стабильность и безопасность. Это основное. Они хотят, чтобы все было спокойно и безопасно.

Второй — украинские бизнесы, которые работают с европейскими компаниями, должны соответствовать всем стандартам, делать свою IT-структуру прозрачной. Это подтолкнуло больших заказчиков, потому что Украина двигается в сторону Европы. Можно сказать, что это геополитическая ориентация — переориентация на европейский рынок.

Насколько сложно привлекать в Украине клиентов и насколько бизнесы готовы переходить со своей внутренней инфраструктуры на решения сторонних провайдеров?

Если смотреть глобально, то скандинавские рынки в этом бизнесе уже сформировались, и там намного труднее привлекать клиентов. США — там компании выносят облачную инфраструктуру в более 50% случаев. Что касается рынка СНГ, то два года назад говорили, что компании из стран этого региона выносили порядка 20–25% инфраструктуры, а остальные 75% данные хранили на локальных серверах. Сейчас мы больше видим рост именно в сегменте выноса инфраструктуры, потому что рынок еще не сформировался.

А в Украине он составляет 10–15%?

Да, это средний показатель. Может быть 15–20 %.

И вы конкурируете именно в этом сегменте. Какие ваши преимущества относительно провайдеров облачной инфраструктуры из Германии или Нидерландов?

Если мы говорим о конкурентах в Евросоюзе, то наше основное преимущество в каналах передачи данных. У выносной инфраструктуры должны быть хорошие, качественные каналы связи. Так как мы сами являемся и оператором связи, у нас с каналами все очень хорошо улажено. Путь данных от наших серверов в Латвии до Украины (точки обмена трафиком украинского сегмента сети UA-IX) занимает 23.5 миллисекунды. Мы получаемся намного быстрее и ближе, чем Амстердам или Германия. Просто физику обмануть невозможно — расстояние берет свое. Если говорить о других преимуществах — мы хорошо знаем русский язык. Раньше многие украинские компании делали первый шаг в Германию — там help desk отвечает на хорошем русском. Но когда дело доходит до технических экспертов, то начинается Sprechen Sie Deutsch. Поэтому некоторые украинские компании, которые работали с немецким провайдером, переходили к нам. Они обосновывали это так: "До вас меньше в миллисекундах, а значит сервис работает качественнее. Вы где-то на 15% дешевле, чем в Германии. И вы хорошо разговариваете по-русски на экспертном уровне".

Наверное, главный вопрос для людей, которые выносят инфраструктуру за пределы страны, — не станет ли сервис медленнее работать?

У меня вчера вечером был звонок от потенциального заказчика. Его первый вопрос: "Как далеко вы от Украины?". "23 миллисекунды", — говорю я. Меня теперь ночью разбуди — я так отвечу. Так что да, это основной вопрос. Если смотреть телекоммуникации и вообще IT, то с таким показателем времени нет разницы, находится центр обработки данных (ЦОД) в Украине или в Риге. Данные на облаке всегда с вами в эту же секунду. Мы много работаем над инфраструктурой и партнерскими договоренностями, чтобы обеспечить минимальный путь данных к нашему клиенту.

Кто ваши основные клиенты?

Если смотреть малый и средний бизнес, то мы сотрудничаем с компаниями, где работает до 200–250 сотрудников. Обычно нашими услугами интересуются те бизнесы, у которых IT-парк устарел — инфраструктуре уже 4–5 лет и ее нужно менять. В таких случаях компании не хотят изымать крупные суммы из оборота и предпочитают работать по модели OPEX (включая затраты в операционные расходы, например, с помесячной оплатой — Ред.). Это позволяет не покупать одноразово оборудование за $50–60 тыс., а амортизировать эти затраты на 3–5 лет и иметь возможность гибко и оперативно изменять затраты и необходимые мощности в зависимости от развития бизнеса. Это основное преимущество, на которое мы ставим на платформе. К тому же мы предоставляем не просто "облако" виртуальных машин — мы даем виртуальный ЦОД, который позволяет настраивать дополнительные потребности в ресурсах и коммуникациях прямо на платформе. И что интересно, сама идеология платформы поставлена так, что мы в этом году на ее базе будем наращивать SaaS-сервис (Software as a Service — программное обеспечение как услуга — Ред.). Такой подход позволяет подключать самостоятельно различные сервисы с открытым кодом. Или если к нам приходит компания, которая хочет предоставлять клиентам бухгалтерские услуги, то заказчики смогут пользоваться ими как дополнительным сервисом внутри платформы. Такую возможность мы уже внедряем в Латвии и в следующем году планируем то же сделать и в Украине.

То есть, помимо аренды облачной инфраструктуры вы планируете зарабатывать и на дополнительных услугах благодаря SaaS-платформе?

По сути, это маркетплейс, где компании будут предоставлять услуги по модели revenue sharing (разделение прибылей — Ред.). Идея в том, что мы не хотим растить количество персонала и непрофильные компетенции, поэтому создаем площадку, где те, кто занимается бухгалтерией, будут предоставлять бухгалтерские услуги, производители антивирусов — киберзащиту и так далее.

Можете привести примеры кейсов сотрудничества с украинскими компаниями?

Один из свежих кейсов — компания, в которой работают 1400 сотрудников. У них основными требованиями были мобильность и безопасность. Они сказали, что хотят, чтобы все данные находились в Европе, потому что на их рынке борется очень много конкурентов. Идея была такая: все данные и программное обеспечение находятся на серверах в Риге, а сотрудники могут работать с ними в любом месте прямо на планшете. Это так называемый "тонкий клиент". То есть, их агенты разъезжают, используя планшеты с мобильным интернетом, и отправляют все заказы. Если кто-то украдет этот планшет, то не найдет на нем данных. Если он поломается, то сотрудник просто купит новый планшет, войдет в систему и сразу начнет работу. Таких пользователей — "тонких клиентов" — у нас было около 200, каждому из которых это обходилось в 33 евро в месяц. Решение было "под ключ". Внедрение и обучение, то есть полноценный запуск, заняли восемь недель.

Есть клиенты поменьше, которые пользуются виртуальными платформами и выносят часть своей инфраструктуры. Как пример — клиент из области электронной коммерции, который выносил сайт интернет-магазина, бухгалтерию и управление складом в облако. Потребовалось 6–8 виртуальных машин, что вылилось в порядка 1,4 тыс. евро в месяц.

Насколько переход в облако помогает сократить затраты и повысить эффективность работы?

В среднем такой переход помогает сократить затраты на 20%. По поводу цены. Один из наших клиентов провел тендер. В нем участвовал немецкий провайдер, украинский, польский и наша компания. Тогда мы выиграли по цене. Разница составила не очень много, порядка 7%, но это показывает, что наша цена конкурентна и с предложениями локальных игроков.

В ситуации, когда клиенту необходима аренда оборудования, то по сравнению с украинскими ЦОДами разница в стоимостях достигает 40%.

Какие еще услуги являются для вашей компании важными, исходя из потребностей клиентов?

Компании интересуются не только программным обеспечением — им также нужна поддержка системы. У нас самая большая и опытная команда консультантов SAP в Балтии. В течение многих лет работы с системами SAP мы специализировались на внедрении проектов с местными консультантами как в Латвии, так и в Литве. Кстати, в Литве мы участвовали в процессе перехода на евро, работали с "Литовскими железными дорогами". В 2014 году мы получили награду SAP Quality Awards в категории "Быстрая доставка".

Какие вы видите перспективы украинского рынкав общем?

Трудно ответить на геополитический вопрос, но я думаю, что ситуация должна стабилизироваться. Это всегда так: есть какой-то период волнений, после которого идет стабилизация. Я думаю, что часть крупного бизнеса будет уходить за границу. Если компания работает в ЕС, то здесь играют роль требования заказчиков. Такие компании будут делать резервный ЦОД в Европе. Так, латвийские компании тоже должны держать свои ресурсы в другой стране из соображений безопасности. Что касается малого и среднего бизнеса, если IT в Украине будет хорошо развиваться, я думаю, что часть вернется обратно в страну. Здесь играет роль коммерция. Если финансовое предложение будет лучше в Украине, то я думаю, что малый и средний заказчик, для которого главный фактор — цена, будет выбирать Украину. Это все зависит от коммерции, это бизнес. Я думаю, что тогда крупный будет уходить, а мелкий и средний бизнес будет в Украине.

А какой объем украинского рынка?

Не могу сказать точно, но это шестизначные цифры.

Вы планируете заходить на рынок Украины и конкурировать с локальными компаниями?

Мы уже являемся серьезным игроком и ведущим поставщиком IT-услуг в Европе. Благодаря совершенствованию технической инфраструктуры и сети передачи данных, границы между странами постепенно исчезают. Мы планируем продолжать развивать бизнес в Латвии и работать из Риги. Но если в какой-то момент появится возможность покупать или строить ЦОДы в Европе, то мы рассмотрим и эти варианты.

Вы сказали на презентации, что у вас самая эффективная компания в расчете на одного сотрудника. Что это означает?

Компания TeliaSonera (51% акций Lattelecom принадлежит государству, остальные — телеком-холдингу TeliaSonera) оперирует в 17 странах. Когда подсчитали, сколько прибыли в расчете на одного сотрудника получает каждая из компаний, оказалось, что Lattelecom — один из наиболее эффективно работающих. Идея компании очень проста — мы должны работать c максимальной прибылью. В прошлом году оценочная стоимость компании выросла на 25%. Если другие остались на том же уровне, то мы прибавили. Мы смотрим на несколько вещей в своей работе. Во-первых, чтобы было хорошо работать сотрудникам; во-вторых, чтобы компания показывала хорошие результаты. Мы три года назад запустили в Латвии телевидение и заняли 50% доли рынка. Мы начали строить оптику, и сейчас мы топ-3 в Европе. В Латвии самый быстрый интернет в Европе и 4-й мире.

Если что-то делать — то делать хорошо или не делать вообще. Вот и все чудо.

Автор: Павел Красномовец

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: lattelecom, облачные центры, база данных, IT, украина

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Переход в
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD 25.9 26.2 25.99
EUR EUR 28.8 29.4 29.15
RUB RUB 0.39 0.41 0.41
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 20.21 13.17
Киевская область 19.97 13.03
Львовская область 19.72 13.13
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2016 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.