Facebook будет инвестировать в беспроводной интернет по всему миру — директор по вопросам общественной политики Facebook

Откроет ли Facebook свой офис в Украине, будет ли бороться с Роскомнадзором — об этом Delo.UA рассказал директор по вопросам общественной политики Facebook в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томас Кристенсен
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В Украине Facebook cтал главной коммуникационной площадкой во время Евромайдана и продолжает ею оставаться и сейчас, во время войны на Донбассе. В России, напротив, с целью предотвращения возможных народных волнений предлагают закрыть доступ гражданам к американской соцсети. Delo.UA пообщалось с директором по вопросам общественной политики Facebook в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томасом Кристенсеном о том, будет ли Facebook перерегистрироваться в России, чтобы избежать блокирования со стороны властей страны, как осуществляется политика соцсети в разных регионах и во что будет инвестировать компания ближайшие пять лет.

Томас, на развитие в каких странах сейчас ориентирован Facebook?

Мы не разделяем страны, в которых присутствуем, по приоритетам. Регионы нашего присутствия разбросаны по всему миру, но они все для нас важны.

То есть, нельзя сказать, что есть рынки для вас более или менее интересные?

Для нас все рынки равны, хотя на них есть разные сложности. В некоторых странах есть проблемы с доступом населения к Интернету. Там Facebook инвестирует в проекты по увеличению проникновения Интернета (проект internet.org). Понятно, что люди будут использовать Интернет не только для доступа к нашему сайту. Хотя, наверное, при покупке нового мобильного телефона одно из первых приложений, которое скачивают люди, это Facebook.

Наш основатель Марк Цукерберг верит, что Интернет сам по себе является ценностью для людей. Речь не только о коммуникациях, но также об образовании, здравоохранении и возможностях развивать бизнес. Поэтому проектом internet.org мы пытаемся помочь некоторым странам в становлении необходимой сетевой инфраструктуры.

В каких странах вы осуществляли такие инвестиции?

Сейчас у нас есть проекты в Замбии, а также есть планы расширения в Азию и другие страны Африки. Основное, что компания делает там, это исследования альтернативных каналов доступа к Интернету. Сейчас основные каналы — это кабель или мобильный телефон. Кабель — дорогое удовольствие, особенно если страна большая. Вроде некоторых в Африке, где кабеля понадобится слишком много, и это влетит в немалую сумму. В свою очередь базовые станции мобильной связи потребляют много электричества, и нужна инфраструктура, поддерживающая мобильную сеть. Поэтому мы ищем альтернативы. Например, планеры, которые летали бы над территорией и распространяли сигнал. Еще одним вариантом является спутниковая связь.

Роскомнадзор не так давно заявил, что намерен заблокировать Google, Facebook и Twitter в России. Вы будете регистрировать компанию в РФ, чтобы избежать этого?

Сейчас рано что-либо говорить. У нас есть определенные процедуры того, как мы взаимодействуем с органами власти в регионах, которых мы присутствуем.

У некоторых людей складывается впечатление, что политика Facebook по отношению к пророссийским и проукраинским группам отличается. (На днях из Facebook исчезла российская группа "Груз 200" о погибших на Донбассе российских военных. — прим. ред.)

Мы нейтральны и не занимаем чью-то позицию. Я не знаю, какую конкретно ситуацию вы имеете в виду, но в целом система работает нейтрально. Что важно, достаточно обращения только одного человека, чтобы мы отреагировали, мы не ждем сигнала от ста или тысячи людей. Тут нет в своем роде демократии, когда много человек проголосуют за что-то, то так и будет. Вопрос лишь в соблюдении наших правил. Однако мы только реагируем на запросы.

Если никто не обратится, мы ничего не будем делать. Мы не работодатель, который будет следить за всеми сотрудниками, система так не работает. При этом наши сотрудники, хотя и специально обученные, могут делать ошибки, и если нам об этом сообщают, мы их исправляем. Но в целом мы считаем, что делаем свою работу хорошо.

Контент какого содержания запрещается в Facebook? Что вы категорически удаляете без рассмотрения?

Чтобы ответить на ваш вопрос, для начала придется немного рассказать о структуре Facebook. У нас 1,3 млрд пользователей, из которых более 1 млрд пользуются мобильными телефонами. Мы не разделяем их по странам, это единая большая сеть. Facebook Ireland — это наша международная компания, с который вы, если находитесь за пределами США, по сути заключаете контракт, когда заводите учетную запись или если вы являетесь рекламодателем на Facebook.

Мы верим в свободу выражения, одна из наших миссий — сделать мир более открытым. Мы соединяем людей, невзирая на границы, культуру, религию и т.д. Но реальность заключается в том, что если у вас такое количество пользователей, свободу выражения приходится балансировать с соображениями безопасности. Поэтому в Facebook есть правила по поводу того, что можно показывать. Эти правила вы читаете, когда заводите аккаунт, в них говорится, что разрешено, а что нет.

Далее, существует система, которая позволяет пользователям уведомить нас, что в Facebook есть что-то такое, чего там быть не должно: кто-то кому-то угрожает или призывает к насилию, или обижает детей. Такой сигнал поступает группе управления сообществом (community operations), которая ответственна за изучение этих запросов, она и принимает решение, может ли соответствующий контент оставаться в Facebook. Сотрудники этой группы находятся в США, в Индии и в других странах, так что группа работает 24 часа в сутки. Например, за ваш регион отвечает офис в Ирландии. После того, как решение о блокировании принято, соответствующее уведомление получает как заявитель, так и автор контента. Мы можем или убрать контент, или оставить его. Тут надо понимать, что мы не можем убирать все, что просто кому-то не нравится. Мы удаляем только то, что представляет настоящую угрозу в реальной жизни.

А могут ли политические взгляды ваших сотрудников влиять на принимаемые ими решения?

Мы не допускаем, чтобы личные взгляды сотрудников как-то влияли на их решения по контенту. Если такое вдруг всплывет, человек больше у нас не работает. Контент должен проверяться исключительно на предмет соответствия правилам. В любом случае у нас этим вопросом занимается большое количество людей. Они работают из самых разных стран. Кроме того, у них есть специализация. Некоторые занимаются иллюстрациями, некоторые детьми, некоторые языком. То есть работает целая цепочка. Одно из заблуждений заключается в том, что этой фильтрацией занимается некая местная команда в каждой стране. Это не так. Нет компаний "Facebook-Украина" или "Facebook-Россия". Мы мировая компания, и правила для всех одинаковые.

Возможно, вы в курсе, что Facebook сыграл немаловажную роль в возникновении Евромайдана. Ожидали ли вы, что ваш сервис может стать инструментом зарождения революций в разных странах?

Мы понимаем, что Facebook используется для самых разных целей. Помимо прочего, люди могут делиться с другими каким-то своим личным опытом, будь то рождение ребенка или желание завести кота. Кто-то использует Facebook для получения новостей. А некоторые используют наш сервис для политического дискурса. Все эти применения важны. Люди могут распространять информацию и получать фидбэк. Это двусторонняя коммуникация, и в этом вся прелесть. При этом мы сами не занимаем ничью сторону.

На чем зарабаты вает Facebook, ведь пользователи не платят за регистрацию и контент?

Хороший вопрос. В основном мы зарабатываем на рекламе. Я считаю, что Facebook — хороший рекламоноситель. Когда-то было "сарафанное радио", потом средства массовой информации. Однако через СМИ, по определению, все получают одно и то же сообщение. А мы можем учитывать личные факторы, чтобы слать каждому персонализированные рекламные сообщения.

Есть ли планы интеграции Facebook с "умными" часами или устройствами вроде Google Glasses ?

Я пока не в курсе подобных планов.

Каким вы видите Facebook через пять лет?

Мне сложно ответить на этот вопрос. Но совершенно очевидно, что люди все чаще заходят в Интернет с мобильных телефонов. Нашей компании всего десять лет, и за это время у нас произошел один большой технологический сдвиг. Десять лет назад все работали только на ПК. Я впервые зашел в Facebook, наверное, в 2006 или в 2007 году, и это точно было с обычного компьютера. Но сейчас большинство людей используют Facebook через мобильный телефон. Как компания мы должны быстро реагировать на изменения предпочтений пользователей. Я думаю, мы и дальше будем отдавать приоритет мобильным приложениям. Нам надо быть там, где находятся наши пользователи. Некоторые люди вообще не заходят в Facebook с компьютера. Я захожу, журналисты, наверное, тоже, но некоторые делают это только с мобильного.