Эксклюзив

Игорь Литовченко, президент "Киевстар": "Перезагрузка" дала первые результаты. Итоги I квартала удовлетворяют акционеров

29 мая 2014, 11:41
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Руководитель крупнейшего мобильного оператора объяснил Delo.UA изменения как "внутренней кухни" компании — маркетинга, так и "витрины" — тарифной линейки, а также причины предпринятых шагов и достигнутых результатов

Игорь Литовченко, президент Увеличить картинку

Игорь Владимирович, недавно на пресс-конференции по итогам 1 квартала 2014 года Ваши подчиненные уверяли, что акционеры "Киевстара" удовлетворены результатами возглавляемого Вами бизнеса. Несмотря на снижение доходов на 7% в гривнях и, более того, на 15% в долларах. Выходит, их ожидания были гораздо худшими?

Комментируя финрезультат, предлагаю сравнивать вещи одного порядка. Если мы говорим в целом о рынке, то в сравнении с прошлым годом он просел для всех операторов. Задаем себе вопрос: почему это произошло? Ответ прост — объективная экономическая ситуация в стране. Кроме того, показатели зависят от колебаний валютных курсов. Ведь почти все наши контракты с иностранными партнерами предусматривают расчеты в евро.

С другой стороны, абоненты выговаривают все больше минут, что требует от "Киевстар" бОльших затрат по поддержке высокого качества сети. Это влечет все большие инвестиции в инфраструктуру. В результате "падение", о котором вы спрашиваете, было прогнозируемым и закономерным.

Будучи частью крупного холдинга, нам необходимо сохранять идеальный баланс между акционерами, сотрудниками, государством и абонентами. Благодаря высоким показателям бизнеса — марже и Operation Cash Flow — мы имеем достаточно ресурсов и на затраты (CAPEX и OPEX), и на выплату дивидендов акционерам.

Так уж и идеальный…

Неидеальным является только то, что у игроков рынка нет компенсаторов падения, а именно доступа к новым технологиям. Мы вынуждены тратить больше из-за повышения налогов, платы за радиочастоты. Как бы мы ни хотели, но это отражается на итогах кварталов. Сегодня получается, что Киевстар — да и рынок в целом — напоминают дойную корову, от которой много берут, но ничего не дают взамен.

Более полугода назад вы перешли от филиальной структуры в более плоскую и жестко структурированную вертикаль. Чем были вызваны изменения и отвечают ли результаты Вашим ожиданиям?

На этапе, когда "Киевстар" создавался и рос вместе с рынком, филиальная структура была уместной. В начале прошлого года стало понятно, что она устарела и требует изменений.

Теперь у нас нет дублирующих функций в регионах, нет директоров филиалов, которые были раньше. Сегодня есть вертикальное подчинение от директоров функций вниз в любой регион в рамках кластеров. Это касается технической дирекции, финансовой, коммерческой и т.д.

Это упрощает и ускоряет управленческие решения: они принимаются гораздо быстрее, мы становимся гибче и более оперативно реагируем на абсолютно все вещи, которые происходят на рынке.

На еженедельной основе мы собираем исполнительный комитет, на котором обсуждаем абсолютно все вопросы бизнеса по всем направлениям. Им руковожу лично я. По мере необходимости собираем еще несколько, к примеру, коммерческий, инвестиционный комитеты...

Означает ли смена структуры то, что пришлось сокращать людей?

Не совсем так. Мы пошли по пути увеличения инвестиций в учебу и персональное развитие персонала. Кроме того, сотрудникам были предложены варианты перепрофилирования. Они могут переходить из одной дирекции в другую. Несмотря на непростые времена, мы не сократили, а, наоборот, на 30% увеличили расходы на образование людей и даем им возможность обучаться. Подход в отношении персонала абсолютно четкий: правильный человек на правильном месте.

И даже ситуация в стране не повлияла на расходную часть бюджета?

Ситуация в стране рано или поздно стабилизируется. Однако мы не можем ждать слишком долго. Действовать надо сегодня. В любом случае, мы строим долгосрочные планы развития бизнеса. Вопрос доступа к новым поколениям связи решится в ближайшее время. Вопрос лишь в том, каким образом.

Какие у Вас ожидания по финрезультату компании на второй-четвертый кварталы?

Я не могу ответить на этот вопрос, так как мы являемся частью холдинга, акции которого торгуются в Нью-Йорке (биржа NASDAQ), и любой прогноз "Киевстар" может прямо повлиять на котировку акций.

Если говорить в общем, то, конечно, хотелось бы, чтобы мы получили в ближайшее время доступ к третьему и четвертому поколению, что позволит компенсировать снижение показателей бизнеса.

Технологическая нейтральность на существующих частотах — это дешевле с точки зрения оборудования?

Безусловно. Я по-прежнему остаюсь сторонником того, что самый быстрый, самый удобный, дешевый и, легко воплощаемый в жизнь — вариант с технологической нейтральностью. Потому что для этого, кроме голосования в Кабмине, ничего не нужно.

При этом, инвестируя меньше в свою инфраструктуру для третьего и четвертого поколения, вы имеете возможность делать доступными тарифы для нового поколения связи.

Альтернативный путь займет как минимум 8 месяцев. Это и согласование с военными, облеты и построение сетей, объявление тендера подача заявок, подведение итогов и т.д.

Поэтому если кто-то не хочет заниматься новыми технологиями (а не хотеть, может только тот, у кого нет денег на развитие или кому сегодня не интересно или у кого это уже есть), естественно, будет сочинять небылицы. Точно так же как предыдущий состав нашего регулятора говорил, что нужно согласовать с военными, сделать конверсию и все такое прочее..

Но ведь не у всех хватает частот. Готовы делиться? У вас-то они в избытке...

После объединения с Голден Телекомом и УРС мы сконцентрировали значительный частотный ресурс, который используем и за который платим государству все необходимые сборы. Причем Киевстар по новой ставке в текущем году должен заплатить дополнительно 250 млн грн, которых нет в бюджете и которые отразятся на наших финансовых показателях. Мы неоднократно заявляли, что готовы поделиться теми "голденовскими" частотами, которые мы получили, если кому-то не хватает.

Мы предложили регулятору провести рефарминг частот. Это позволит операторам обменяться частотами между собой так, чтобы получить сплошную полосу. Благодаря этому появятся возможности использовать пограничные частоты (разделяющие диапазоны операторов). Поэтому говорить о том, что у кого-то нет частот или кому-то не хватает — некорректно.

Как некорректно и то, что технологическая нейтральность выгодна одному оператору. Это действительно самый простой, дешевый, удобный, быстрый путь доступа к третьему поколению.

Велись ли какие-то консультации по поводу кандидатов в новый состав НКРСИ с игроками рынка?

Это назначение стало сюрпризом для меня. И мне сложно понять, как такое решение можно принимать без привлечения игроков рынка. Ведь только один "Киевстар" инвестировал в рынок более 30 млрд грн за 16 лет, заплатил налогов свыше 35 млрд грн, обслуживая почти 26 миллионов абонентов — большую часть Украины.

Я надеюсь, что впредь не будет таких назначений, которые были 17 мая 2014 (и.о. президента Александр Турчинов назначил своим указом новый состав НКРСИ — Delo.UA), потому что декларируется одно, а на практике мы имеем совершенно другое. Половина членов комиссии неизвестна рынку, половина — давно не являются публичными людьми в телеком-отрасли.

Игорь Владимирович, после аннексии Россией Крыма многие украинцы начали экономический бойкот товаров/услуг страны-оккупанта. Вы почувствовали на себе этот эффект как компания, состоящая в близком родстве с российским бизнесом?

Давайте расставим все точки над "і", чтоб мы правильно понимали друг друга. Наш главный и единственный акционер, европейский холдинг VimpelCom со штаб-квартирой в Амстердаме, работает в 17 странах мира. Это Wind (Италия), это "Киевстар" (Украина), это "Билайн" (Россия и т.д.) — всего 9 брендов в 17 странах. Российские коллеги — одна из бизнес-единиц, как и мы. Мы не являемся ничьей "дочкой", тем более российской. VimpelCom — как парламент: крыша, а под ней абсолютно разные депутаты, партии.

"Киевстар" — украинская компания. Создан в 1994 году как открытое акционерное общество. В 1996 — перерегистрирован в закрытое акционерное общество. В 1996 году мы выигрывали тендер на право предоставления услуг мобильной связи. В 1997 году мы запускаем сеть. При всем при этом пока россияне не прослеживаются, пока есть только Игорь Литовченко. В 1998 году первые 35% выкупил Теленор (Норвегия). В 2009-2010 году произошло слияние "Киевстара" и "ВымпелКома" — внутри Украины с акционером, штаб-квартира которого в Амстердаме. Хочу подчеркнуть, что ни у одного их стратегических акционеров VimpelCom не было и нет контрольного пакета акций "Киевстар".

Как ситуация в Крыму и на Востоке сказывается на бизнесе?

Я постоянно отслеживаю ситуацию в Крыму и на Востоке Украины. Среди главных наших приоритетов — это здоровье людей и сотрудников. Там, где идут боевые действия, мы тут же закрываем наши сервисные центры, персонал отправляем по домам. При этом мы всегда ставим качество связи на первое место. Конечно, в зоне боевых действий восстановить ее просто нереально, потому что туда нет доступа. Но как только появляется возможность, мы это делаем.

Второе. В Крыму начинаются проблемы, в основном они связаны с переходом на рубли. Мы не можем платить за электропитание, аренду офисных помещений или же сервисных центров, магазинов в рублях. Мы получаем письма и пытаемся наладить диалог с владельцами этих магазинов, но проблема остается.

Могу сказать с уверенностью на 100%, что будем работать в Крыму до последнего момента. Мы — украинская компания, которая работает исключительно в украинском правовом поле. Мы получали лицензию здесь и в этом правовом поле мы будем продолжать работать дальше. Как долго — я не могу сейчас прогнозировать. Тенденция к ухудшению связи есть по причине отключения некоторых базовых станций.

Насколько агрессивны в Крыму ваши российские коллеги?

Наши российские коллеги вообще туда не заходят. С крымским офисом никто из российского "Билайна" не контактировал.

Какие планы на 2014 год были заморожены?

В начале года мы не осуществляли коммуникаций, связанных с новыми услугами или программами. Они начали запускаться в марте-апреле. В первом квартале было не до анонсов новых программ и новых тарифных планов.

Когда ситуация более-менее стабилизировалась, мы выпустили новую линейку тарифных планов, показали новые сервисы. В этом направлении и будем развиваться. Но услуги в любом случае будут ограничены той технологией, которая есть. И без доступа к ней ничего радикально нового не будет.

В конце года и Вы, и ваш маркетинг много говорили о планах проекта с мобильными деньгами, но дальнейшей коммуникации по этому поводу нет.

Все проекты находятся на этапе пилотов. Мы проект тестируем сначала в сравнительно небольших группах абонентов, включая сотрудников, для того, чтобы система не давала сбоев. Это очень интересная услуга. Лично я уже три раза ею пользовался: покупал несколько вещей — пиццу и два раза билеты в кино, один раз себе, а второй раз — дочке.

Игорь Владимирович, сейчас мы видим много переходов людей из бизнеса во власть. Не было у Вас таких идей или предложений?

Никогда не говори "никогда", но сегодня могу сказать, что пока не собираюсь. Как минимум, я очень хотел бы, чтобы компания получила доступ к третьему и четвертому поколению, чтобы мы начали развивать успешно этот бизнес.

Автор: беседовала Ирина Рубис

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: связь, мобильная связь, интернет, игорь литовченко, киевстар 21673832

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Игорь Литовченко, президент
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD 25.05 25.35 25.1
EUR EUR 27.3 28.3 28.03
RUB RUB 0.37 0.39 0.38
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 20.99 8.5
Киевская область 19.39 8.33
Львовская область 20.7 8.75
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2016 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.