Мы ищем "дешевые" и "длинные" деньги — глава "Укртелекома"

Директор "Укртелекома" Юрий Курмаз рассказал Delo.UA о том, как оператор намерен сохранить, укрепить и усилить свои рыночные позиции в разных телеком-сегментах
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Юрий Курмаз возглавил крупнейшего фиксированного оператора страны в декабре 2014 года. До этого с февраля прошлого года он работал в "Укртелекоме" под руководством Александра Баринова, которого компания донецкого миллиардера Рината Ахметова назначила руководителем всех телеком-активов группы "СКМ". За истекшие полтора года "Укртелеком", как и другие украинские компании, потерял Крым и с трудом предоставлял услуги на захваченном пророссийскими боевиками Донбассе. О том, в каком состоянии сейчас работает "Укртелеком", Юрий Курмаз рассказал в интервью бизнес-порталу Delo.UA.

По итогам I квартала 2015 года "Укртелеком" получил 165 млн грн убытков. Насколько оккупация Крыма и Донбасса повлияли на работу компании и каким образом вы намерены стабилизировать работу предприятия?

Убытки обусловлены исключительно бухгалтерской операцией — вынужденным списанием остаточной стоимости наших активов в Крыму. В отличие от других операторов, мы отчитались о потерях в Крыму в I квартале 2015 года. В связи с потерей активов в Крыму "Укртелеком" понес убытки и недополучил доход на сумму 240 млн грн.

Кроме того, мы понесли непредусмотренные затраты, связанные с поддержанием связи на Донбассе, что также повлияло на финансовый результат. Но в целом доходы от оказания телекоммуникационных услуг выросли по сравнению с прошлым годом на 35 млн грн — до 1,586 млрд грн. Основными источниками дохода стали интернет-доступ и международная связь. Прибыль от операционной деятельности составила 93 млн грн благодаря оптимизации и повышению эффективности от бизнес-процессов.

Во II квартале 2015 также можно ожидать подобных списаний?

Нет, мы их не ожидаем.

Когда-то штат "Укртелекома" насчитывал свыше 100 тыс. человек. Сколько в компании сотрудников сейчас?

Мы кардинально поменяли операционную модель работы "Укртелекома". Нам удалось в значительной степени ликвидировать дублирование функций, что привело к экономии и сокращению времени принятия управленческих решений. Это, в свою очередь, позволило высвободить ресурсы для внедрения новых продуктов, сервисов и повышения качества обслуживания абонентов.

Сейчас в компании работает более 40 тыс. сотрудников. В конце 2013 года, когда группа "СКМ" приобрела актив, в "Укртелекоме" работало около 55 тыс. человек. На изменение численности повлияло несколько факторов: оптимизация бизнес-процессов, внедрение новой операционной модели, прекращение работы в Крыму и отток абонентов из зоны АТО. Отмечу также, что в компанию приходят новые специалисты, обладающие современными знаниями и навыками. Происходит качественное изменения в системе мотивации.

Как меняется зарплатная политика компании?

Зарплатная политика компании должна соответствовать современным практикам по управлению персоналом и рыночной реальности. В основе новой системы — принципы внутренней справедливости и внешней конкурентоспособности. В компании внедряется оценка должностей (grading) для установления фиксированной части вознаграждения. И оценивается достигнутый результат для определения переменной составляющей. Мы строим прозрачную систему мотивации, в которой вознаграждение будет напрямую связано с результатом.

В настоящий момент фонд оплаты труда (ФОТ) и связанные с ним расходы составляют около 60% операционных затрат компании, в то время как в современных европейских компаниях доля ФОТ около 45%. К такому же показателю стремимся и мы, кардинально меняя систему управления, концентрируясь на повышении доходов и оптимизации процессов в компании.

При всем своем желании экономить мы должны закупать горюче-смазочные материалы, электроэнергию, поддерживать устаревшее оборудование. Обеспечивать потребности государства в лице различных органов власти и специальных пользователей. Но прежде всего мы должны думать о повышении доходов компании.

Как собираетесь выполнить поставленную задачу?

Этого можно добиться путем совершенствования бизнес-процессов в совокупности с модернизацией технической инфраструктуры компании и запуском новых продуктов, сервисов. Тогда абоненты обратят внимание на современный "Укртелеком" и "проголосуют" за нас, увеличив потребление наших услуг.

Какие финансовые источники сейчас использует "Укртелеком"?

Внутренние кредиты, кредиты поставщиков, собственные ресурсы. По результатам прошлого года у нас соотношение финансовых обязательств к EBITDA практически не превышало в среднем 1,5:1, и этот показатель постоянно улучшается. Это здоровый уровень. В случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств мы сможем собственными средствами рассчитаться с кредиторами.

На какой стадии пребывает в "Укртелекоме" борьба с "совковостью" в принятии решений, в обслуживании пользователей?

Боремся, меняем корпоративную культуру. Прежде всего это связано с изменением отношения людей к работе, с ориентацией на потребности клиента и результат. Нам нужны специалисты со знанием современных технологий. Мы привлекаем талантливую молодежь, в частности внедрив образовательную программу "Кращі з Укртелекомом". У нас появились внутренние тренеры. Преобразования дошли до уровня макрорегионов и активно внедряются в филиалах.

Местная связь в структуре доходов "Укртелекома" все еще приносит основной доход, но прибыльность этого сегмента постоянно снижается. Что вы собираетесь делать для удержания доходов?

Доходы от пользования услугой доступа в интернет демонстрируют стабильный рост. Хорошие возможности есть в удаленных районах. Например, в прошлом году мы провели интернет более чем в 500 сел.

Основным источником доходов все еще остается фиксированная связь. Для того, чтобы сохранить на прежнем уровне доходы или минимизировать их снижение, мы предлагаем пакетированные услуги. Возвращаем популярность междугородных звонков. В частности, для пользователей фиксированной связи в абонплату включены 500 бесплатных минут для звонков по "межгороду".

Сколько у "Укртелекома" клиентов, подписавшихся на пакетные услуги?

Сейчас — десятки тысяч. Это наши клиенты, у которых есть проводной телефон и интернет, а также интерактивное телевидение. Если же говорить о пользовании телефонией плюс интернет, то это более полутора миллионов абонентов.

Мы сейчас работаем над реализацией нашей стратегии, синхронизированной с компаниями, входящими в группу СКМ, в частности с Vega.

Как именно? Не переманиваете абонентов друг у друга?

Так удачно получилось, что Vega – на несколько шагов впереди нас. У них есть отличный опыт неорганического роста за счет приобретения провайдеров. В Vega в значительной мере построено FTTB (оптоволокно в дом), и FTTH (оптоволокно в квартиру). Мы к этому только приближаемся. Со временем мы приведем "Укртелеком" к такому состоянию, что в будущем сможем реализовывать проекты синергии наших двух бизнесов.

Какой размер дебиторской задолженности у "Укртелекома"?

Сотни миллионов гривень. И во многом это задолженность бюджета перед нами. Задолженность государства формируется в зависимости от того, кто распорядитель государственных денег. Есть центральные органы исполнительной власти и есть местные. Из государственного бюджета мы получаем оплату за предоставленные центральным органам власти услуги связи, а из местных бюджетов — компенсацию за предоставление местной фиксированной связи пользователям на льготных условиях: пенсионерам, ветеранам, прокурорам, судьям. На сегодняшний день почти четверть миллиарда гривень составляет задолженность госструктур и местных бюджетов перед "Укртелекомом".

Какие источники финансирования использует или намерен использовать "Укртелеком"?

Мы ищем сейчас "дешевые" и "длинные" деньги. Привлекаем ровно столько, сколько нам надо, но на совершенно других принципах.

И с нами уже ведут переговоры международные финансовые учреждения. И очень, надо сказать, охотно. Мы намерены заимствовать средства только у тех, кто верит в нашу страну и настроен на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с "Укртелекомом".