Операторов лишат лицензий, если они не введут услугу переноса мобильных номеров — Бродский

Глава Госпредпринимательства Михаил Бродский заявил, что если мобильные операторы не успеют ввести услугу переноса мобильных номеров (MNP) в срок, то их лишат лицензий
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Глава Госпредпринимательства Михаил Бродский заявил, что если мобильные операторы не успеют ввести услугу переноса мобильных номеров (MNP) в срок, то их лишат лицензий.

"Мы разрабатывали этот проект для того, чтобы на рынке появилась здоровая конкуренция и операторы боролись за абонентов", — заявил Бродский.

По его словам, введение услуги MNP планируется финансировать за счет операторов.

Например, в России за смену оператора платит абонент, выплачивая полную стоимость стартового пакета. В Украине же за все будут платить мобильные операторы.

Единственная уступка, на которую пошел НКРСИ — способ уведомления абонентом оператора. Ранее предполагалось, что достаточно будет отправить СМС. Сейчас же Михаил Бродский заявил, что абонент должен будет лично написать заявление в центре обслуживания оператора.

Напомним, что 28 февраля Нацкомиссия, регулирующая сферу связи и информатизации (НКРСИ), одобрила окончательный вариант правил предоставления этой услуги, который даст возможность быстро и бесплатно сменить оператора. Услуга должна заработать 1 декабря 2013 года.

Игроки рынка заявили, что внедрить услугу вовремя нереально, и надеются, что Минюст не одобрит документ.

По принятым правилам, сервис будет бесплатным для абонентов — для его активации нужно будет отправить SMS или заполнить заявку на сайте "принимающего" оператора. После этого перевод пользователя должен быть произведен в течение 24 часов с момента регистрации заявления. Мобильные операторы должны начать предоставлять услугу с 1 декабря текущего года.

Главной особенностью новой редакции документа стал значительный перенос сроков внедрения услуги для операторов фиксированной связи. В ходе дискуссии были приняты поправки, предложенные крупнейшими участниками этого рынка — "Укртелекомом" и группой Vega (входит в СКМ). Они смогли убедить регулятора, что не имеют технического потенциала для этого из-за значительного числа устаревших коммутаторов. Таким образом, они смогут начать предоставлять услугу не позднее 1 января 2015 года, а обязательной для них она станет лишь с 2025 года.

При этом большинство идей крупнейших игроков — "Киевстара" и МТС — в НКРСИ не учли. В компаниях сетовали на существенную недоработку документа, в частности настаивали на том, чтобы при смене оператора абонент информировал обоих провайдеров. Участники рынка также просили, чтобы сервис не предоставлялся абонентам, обслуживающимся неавторизованно, то есть без предоставления персональной информации компании.

"Получается, что заявку на переход к другому оператору от имени неавторизованного абонента может подать кто угодно. Это создаст возможности для мошенничества",— рассказывает директор по корпоративному управлению и контролю МТС-Украина Олег Проживальский. Кроме того, по его словам, в новых правилах не урегулирован вопрос об остатке денег на счете абонента или его долгах перед оператором-донором на момент перехода к новой компании.

В свою очередь, в НКРСИ назвали большинство претензий операторов надуманными.

Тем не менее, в "Киевстаре" и МТС надеются, что положение об смене номера все же не будет утверждено Минюстом в текущей редакции.

Запуск такого сервиса не приведет к существенному перераспределению долей рынка между мобильными компаниями — по различным оценкам, сервисом вряд ли воспользуется больше 10% абонентов, то есть владельцы не более 5,6 млн SIM-карт.

Долгое время говорилось, что в такой услуге заинтересован преимущественно "Астелит" (ТМ life:)) — появившись на рынке позже других игроков, этот оператор считался дискаунтером, активно переманивавшим пользователей других операторов. Однако в минувшем году гендиректор компании Александр Баринов сетовал, что время для такой услуги упущено. Этот оператор оказался единственным, не предложившим существенных предложений к правилам.