Почему Украина аутсайдер в рейтинге европейских инноваций

Говорят, что инновации рождаются там, где есть проблемы. В Украине достаточно проблем, которые требуют немедленного решения, но уровень инноваций в нашей стране остается очень низким
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В недавнем отчете Европейской комиссии об уровне европейских инноваций Украина замыкает список. Более 30 стран активнее, инновационнее, креативнее, чем мы. Причины следующие:

  1. Отсутствие интеграции в мировое научное сообщество;
  2. Маленькое финансирование R&D направления как на государственном уровне, так и в частном секторе;
  3. Низкая инновационность малого и среднего бизнеса.

Последние места в рейтинге занимают страны Восточной Европы и Балкан. Лидерами из нашего географического пространства являются Словения и Эстония, которые достигли определенных результатов, но все равно не смогли преодолеть даже средний показатель 28 стран Европейского Союза.

Первое место уже несколько лет подряд занимает Швейцария. Как у них это получается? Ответ очень простой — образование. Школьное образование, которое поощряет эксперименты, творчество и работу в команде. Глобально поощряет проектный менеджмент в юном возрасте. Вспоминается яркий образ из моего детства, а именно из американских фильмов, где проводятся школьные выставки-конкурсы инноваций, на которых каждый ребенок представляет свое изобретение: развивает презентационные навыки, уверенность и креативность.

Даже открывая Instagram-аккаунт президента США Барака Обамы или его жены Мишель, можно обязательно найти фото, как они посещают научные и инновационные фестивали, поздравляют детей с достижениями и приглашают на ежегодный ужин для детей в Белом доме.

Какая альтернатива у нас? Малая академия наук — организация, которая стимулирует развитие интереса к науке у подростков во внешкольное время. Написав работу на 20-25 страниц, тебя ждут 3 этапа конкурса, и если ты проходишь на всеукраинский уровень, то помимо защиты работы, нужно написать контрольную по профильному предмету для твоей темы. Большим залогом интереса и успеха является мотивированный учитель, учитель-энтузиаст. Учиться излагать свои мысли в научной работе — очень важно. Но как же хочется, чтобы дети больше экспериментировали, исследовали, создавали прототипы, искали решения проблемам. Иначе это напоминает государственный закон о науке, в котором указывается, что результатом научной деятельности является научный бумажный труд, а не прототип или результат исследований.

Все это еще в большой мере касается университетов, в которых очень мало настоящей научно-инновационной работы, но где есть много требований для галочки. Где в последнее время активно ведется война с плагиатом.

Как в таком бумажном варианте науки может развиваться инновационность? Где наши лаборатории? Исследовательские центры? Работающие лаборатории и центры с современным оборудованием? Я бы очень хотела увидеть исследование, сколько украинских исследователей переехало и работает в других странах мира и как часто они вносят свою лепту в получение Нобелевских премий. Наша наука невероятно забюрократизированная. Проводя проект Falling Walls во второй раз в Украине, мы регулярно сталкиваемся с отсутствием интереса у государственных исследовательских институтов развивать проекты их сотрудников. Чаще всего эти сотрудники даже не могут представить свои наработки и идеи без разрешения вышестоящих руководителей, так как считается, что это наработка института. Про знание иностранного языка я промолчу.

Продолжая тему лидерства Швейцарии, стоит рассмотреть связь университетов и бизнеса, науки и экономики. Швейцарская платформа Switzerland Innovation говорит о конкретных заданиях:

  1. Создание связей между университетами и бизнеса, для максимального сотрудничества, разработка рыночных продуктов и сервисов;
  2. "Взращивание" молодых инноваторов;
  3. Усиление позиций Швейцарии как самой инновационной страны.

Наши университеты далеки от налаживания отношений с бизнесом (хотя первые проекты уже запускаются), у большинства нет понимания себя и своей стратегии ни на национальном, ни на глобальном уровне. Что они могут дать бизнесу, кроме выпускников для рынка труда, большинство из которых не работают по специальности? Это, кстати, сразу же отбрасывает нашу экономику на несколько десятков позиций назад. Некоторые из украинских университетов последние годы входят в рейтинг 500-лучших университетов мира, но даже это не гарантирует конкурентоспособности на рынке инноваций. В первую очередь из-за того, что наши вузы имеют мало международных партнерских связей с другими университетами. Как правило, наши профессора и преподаватели мало мобильны академически, поскольку большинство не владеют иностранными языками, не пишут статей в зарубежные научные издания и не привлечены к работе международных проектов.

Все эти факторы влияют и на нашу экономику. Ведь инновации рождаются там, где есть опыт и знания в лице профессуры и молодежи, которая чувствует тренды и может сделать sexy и user-friendly продукт. В результате большинство отраслей не модернизировано и имеют низкий коэффициент инновационных разработок. А если и имеют, то чаще всего они сразу продаются за границу, так как в Украине снова нет заинтересованных бизнесов и бизнесменов, которые хотели бы инвестировать и внедрить эти инновации в жизнь. Мы попадаем в замкнутый круг.

Несколько мыслей вслух, которые обязательны к выполнению в ближайшие годы, чтобы этот круг разорвать:

1. Нам стоит усилить реформы в школьном образовании. Понадеемся, что стратегия "Новая Школа", которая рассчитана на 3 волны реформ до 2029 года, сможет внедрить обещанные характеристики будущего выпускника в Украине. Который уже рассматривается как личность, патриот, инноватор. Такая идентификация выпускника не может не радовать, как и многие другие указанные цели в стратегии. Осталось ее реализовать.

2. Развивать умения управления проектами, так как это прямая связь с желанием и пониманием, что такое стартап и как его сделать. Как-то одна из моих знакомых устроила опрос среди своих друзей в социальных сетях — почему в Украине так мало предпринимателей? Большинство ответило, что нужно родиться с таким складом ума и жилкой предпринимательского успеха. Я так не считаю. Стартапы, как и большие бизнесы, получаются только тогда, когда ты рискуешь и точно знаешь, чего ты хочешь, не расстраиваешься, когда теряешь, а идешь вперед несмотря ни на что. Большинство наших соотечественников не готовы рисковать — боязнь, страх, неуверенность становятся наибольшими сдерживающими факторами к развитию. Такие проекты как Falling Walls Lab и Falling Walls Venture, где есть всего 3-5 минут выступления на английском перед жюри и столько же слайдов для презентации, заставляют выходить тебя за пределы возможного. Ведь, чтобы быть лучшим, надо работать на все 150%. Этот немецкий научный формат — уникальное сочетание инновационности, прорывного формата и невероятно известных ученых и бизнесменов со всего мира, которые оценивают лучшие проекты в мире.

3. Нетворкинг — еще один фактор успеха любого дела. Этот навык нужно довести до автоматизма. Увидел возможность — подавайся на нее: принимай участие во всевозможных мероприятиях, воркшопах и конференциях. Это касается как личности, так и университетов и научных организаций. Вы никогда не знаете, когда и где вы познакомитесь с человеком, который кардинально изменит вашу жизнь. Двигайтесь вперед — ищите новое!

Инновации нам нужно создавать всем вместе, и в первую очередь в наших головах и обществе. И времени у нас совсем немного — для того, чтобы занять первое место в рейтинге.