НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Рынок интернет-доступа готовится работать в условиях кризиса еще минимум год

Десятка крупнейших интернет-провайдеров по числу обслуживаемых абонентов отчиталась по итогам работы за январь-март текущего года. Игроки рынка констатировали замедление темпов развития в отрасли из-за политических событий в стране
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

По итогам I квартала 2014 года топ-10 крупнейших телеком-операторов, предоставляющих услуги доступа во всемирную сеть, совокупно обслуживали почти 4,2 млн клиентов. В табели о рангах по размеру абонентских баз все ключевые игроки сохранили свои места.

Наиболее заметный рост в количественном выражении был у первой четверки — "Укртелекома", "Киевстара", "Воли" и "Триолана". В то же время у бесспорного лидера — "Укртелекома" (более 1,6 млн интернет-пользователей) наблюдалась одна из самых низких динамик по увеличению абонбазы за истекший отчетный период.

Представители компаний отметили несомненное влияние происходящих в Украине последние несколько месяцев политических событий на телеком-отрасль. Налицо замедление темпов роста, сворачивание инвестиционных планов, снижение активности по слияниям-поглощениям. В то же время возросло потребление услуг — украинцы все чаще и больше узнавали новости о происходящем в стране из интернета (более подробно — в комментариях далее по тексту).

Места в интегральном рейтинге* (основывающемся на показателях абонентской базы, ее динамике и среднемесячном доходе абонентов), подготовленном консалтинговой группой Expert & Consulting совместно с деловым порталом Delo.UA, распределились следующим образом:

* Рейтинг носит оценочный характер. E&C оставляет за собой право пересмотра показателей данного рейтинга. Суммарный балл в интегральном рейтинге является суммой равновзвешенных баллов операторов по всем категориям. Балл оператора в конкретной категории — это процент значения показателя оператора в данной категории от максимального значения в этой же категории, округленный до одного знака после запятой. Позиция оператора в конкретной категории — это порядковый номер балла в данной категории, от наибольшего к наименьшему. Источниками определения показателей компаний являются данные опроса операторов и/или оценки группы E&C.

Комментарии лидеров рынка интернет-доступа

В рамках составления рейтинга получены следующие комментарии и прогнозы по развитию рынка и основным событиям на нем. Отдельное внимание E&C и Delo.UA уделили описанию планов национальных операторов работе в АР Крым.

Вадим Сидоренко, и.о. генерального директора "Триолан"

Мы с декабря прошлого года установили "нулевой" тариф на кабельное телевидение, и теперь в первом квартале заметили, что те из клиентов, которые изъявили подключиться к нашим услугам ТВ, подключаются и к интернету. Это — наша внутренняя тенденция.

В остальном мы, как и весь рынок, находимся в режиме ожидания. Непонятно, как дальше поведет себя валютный курс. Поскольку многие затраты — в валюте, то в целом они выросли в полтора раза. Например, авторские отчисления за телевидеоконтент. Оборудование мы закупаем также в валюте. При этом доходы у нас остались на прежнем уровне — тарифы в гривнях, их мы не меняли. Более того, менять не собираемся. "Нулевые" тарифы на кабельное ТВ также не планируем пересматривать.

Глобальные планы будем строить позже, когда прояснится ситуация. Когда решатся кадровые вопросы в Нацсовете по телерадиовещанию и когда государство определится со статусом российских телеканалов в Украине. Когда прояснится ситуация с Крымом, Донецком и Луганском — как там можно будет дальше работать.

Александр Данченко, генеральный директор "Датагруп"

Если говорить о телеком-рынке, то первые три месяца этого года стали знаковыми: сразу отделились зерна от плевел. Критическая ситуация всегда показывает, кто занимается пиаром, а кто действительно работает. Ни для кого не секрет, что в отрасли существуют проблемы как на уровне государственного управления, так и в вопросах практической реализации. Только вот рынок оказался разделенным на две группы: одна пытается решать вопросы, а вторая — продолжает заниматься профанацией.

В сегодняшних условиях очень сложно делать какие-то прогнозы. Если говорить с точки зрения корпоративного управления, то мы перешли от долгосрочного планирования на краткосрочное в первую очередь в корпоративном сегменте. Ни для кого не секрет, что нынешняя социально-политическая ситуация, а также нестабильность курса валют привели к закрытию бизнесов в целом или отдельных филиалов. В тоже время значительно вырос спрос на спутниковый интернет. Объемы подключений в розничном сегменте остались на прежнем уровне, более того, в "сложных" регионах мы отмечаем тенденцию к увеличению заявок на подключение.

Говорить сейчас о минимизации кризисных тенденций в рамках отдельно взятого сектора экономики, а уж тем более компании, невозможно. Да, мы делаем все зависящее от нас, чтобы максимально нивелировать негативное влияние всего происходящего на компанию. Но при этом я четко понимаю, что в состоянии стресса и кризиса придется работать еще минимум год.

Джордж Жембери, генеральный директор компания ВОЛЯ

Несмотря на сложную ситуацию в стране, наша компания продолжает активно развиваться. Мы очень много сделали за первый квартал, достигнув лучших финансовых результатов, чем ожидали. Мы завершили интеграцию сети в нескольких новых городах — Солоницевке (Харьковская обл.), Путивле (Сумская обл.), затем Украинке и Обухове (Киевская обл.). Продолжили активную программу модернизации оборудования. В ряде городов — Луцке, Запорожье и Львове — мы завершили строительство услуги доступа в Интернет.

Конечно, есть определенные трудности, особенно в восточных регионах, что скажется на результатах второго квартала не только нашей компании. Но благодаря заслугам наших региональных директоров и их подопечных, а также предварительно принятым мерам мы уверены, что нам удастся максимально снизить этот эффект.

Политические и военные события негативно повлияли на весь рынок фиксированного ШПД в Украине, это хорошо заметно в плане снижения инвестиций компаний в свою инфраструктуру и количества сделок M&A на рынке — последние сделки были закрыты в первом квартале 2014 года. С другой стороны, эти же события еще в 4 квартале 2013 года спровоцировали практически трехкратный прирост потребления интернет-трафика, в первую очередь за счет информационных ресурсов и социальных сетей. Тенденция роста продолжилась и в 1 квартале 2014 года.

Помимо интернет-сегмента, мы также зафиксировали хороший рост трафика OTT (услуга "ВОЛЯ Smart HD"), пик которого пришелся на февраль этого года. Основная причина та же — резонансные события в стране.

На протяжении всего 2014 года, предполагаю, будет ужесточаться ценовая конкуренция в борьбе за пользователя интернета. Заметно вырастет (и мы это уже видим на нашем примере) доля конвергентных услуг, как минимум у провайдеров первого эшелона. Другие тренды пока прогнозировать не берусь.

Мариан Ивасюк, директор компании "Ланет Нетворк"

Рынок явно замедляется. Произошедшие в стране политические события явно не добавили позитива. Многие абоненты, которые бы при более спокойной обстановке подключились или увеличили потребление услуг, в первом квартале — да и сейчас — приняли выжидательную позицию.

Падение гривни поставило крест на планах по развитию у многих игроков рынка. Судите сами: в полтора раза национальная валюта подешевела по отношению к доллару. Поскольку оборудование закупается за рубежом, то теперь за те же деньги можно купить в полтора раза меньше оборудования. Падение гривни не за горами потянет за собой и повышение зарплат.

Слабым утешением стало отсечение крупными игроками дешевых тарифов. Правда, эта тенденция не коснулась более мелких провайдеров.

Олег Елисеев, генеральный директор телекоммуникационной компании TENET

Основные новости на рынке скорее,связаны с ожиданиями. В частности, с открытием частот 3G, а также заявлением дочерней компании европейского оператора GTS Central Europe— "Джи Ти Эс Украина" о намерении предоставлять услуги доступа в интернет в тринадцати областях и областных центрах Украины.

Одной из основных новинок, разработанной телекоммуникационной компанией TENET в 1-м квартале 2014 г, является уникальная система автоматической диагностики качества абонентского подключения. Новая система в случае телефонного обращения абонента с первой секунды звонка запускает специальную процедуру проверки абонентского подключения. По результатам автоматической диагностики система в случае необходимости предлагает абоненту одним нажатием кнопки телефона направить соответствующую заявку на проведение работ без ожидания ответа оператора. Нововведение является очередным этапом совершенствования системы мониторинга работоспособности сети TENET.

Среди других новостей — плановое расширение покрытия сети TENET Wi-Fi (публичный уличный интернет по технологии Wi-Fi), а также плановое развитие и строительство сети.

В условиях сложной для Украины ситуации делать точные прогнозы развития рынка непросто.

Базовые тренды останутся без изменений — интерес к сбалансированным комплексным пакетам, включающим доступ к интернету проводным и беспроводным способом и цифровое телевидение. Мы прогнозируем дальнейший рост интереса пользователей к беспроводному интернету open air, что подкрепляется, не в последнюю очередь, ростом распространенности смартфонов и планшетов.

На 2014 г. TENET планирует продолжить развитие сети, а также значительно расширить беспроводную сеть доступа в интернет open air TENET Wi-Fi. В этом году мы также будем работать над новыми сервисами цифрового телевидения TENET-TV.

Вадим Приходько, начальник отдела тарифов и продуктов фиксированной связи "Киевстар"

В первом квартале текущего года развитие рынка широкополосного доступа к сети интернет приостановилось, что во много объясняется сложной политико-экономической обстановкой в стране. Никаких заметных событий не произошло, большинство проектов было временно заморожено.

У рынка есть потенциал роста, особенно в регионах и в частности на востоке страны, где проникновение широкополосного доступа ниже, чем в среднем по стране. Не исключено, что после стабилизации экономико-политической ситуации, продолжится процесс консолидации рынка, когда крупные игроки скупали небольшие локальные компании.

Мы также ожидаем ужесточения конкуренции и, как следствие, дальнейшего снижение цен при достаточно высоких скоростях доступа. Это локальная украинская специфика, в странах Европы стандартом отрасли является скорость доступа на уровне 20, максимум 50 Мбит/с, в то время как в нашей стране 100 Мбит/с — это стандарт отрасли. Далеко не все участники рынка, которые декларируют максимальную скорость, в действительности способны подтвердить данный показатель на практике. Для обеспечения полноценного функционирования сети на максимальной скорости до 100 Мбит/с требуются значительные инвестиции, которые под силу только таким крупным игрокам, как "Киевстар".

Среди тенденций стоит отметить смещение основного акцента в работе операторов широкополосного доступа в сторону удержания существующей базы абонентов, вместо активного привлечения новых, как это было до нынешнего момента. Игроки все больше внимания будут уделять качеству своих сервисов, а также будут искать пути дифференциации своего предложения.

Точками роста в данной отрасли так же являются дополнительные сервисы. Речь идет о пакетных предложениях, таких, как уникальное предложение "Киевстар" — пользование услугами мобильной связи за счет бонусов от "Домашнего интернета". Еще одним распространенным на рынке форматом пакетного предложения является совмещение услуг доступа к сети и набору ТВ‑каналов.

Официальная позиция компании по ситуации в КРЫМУ, планы/прогнозы компании по работе в этом регионе:

"Киевстар" продолжает работать в Крыму, руководствуясь исключительно украинским законодательством и действующими на территории страны лицензионными условиям. Мы не меняли своего подхода к работе с абонентами в Крыму, они не были исключены из нашей отчетности. В случае возникновения абонентских аварий специалисты выезжают для произведения ремонтных работ в обычном режиме. Крымчанам доступны все способы пополнения счета через действующие терминалы пополнения, а также на сайте услуги с помощью банковских карт и скретч-карт.

Сергей Шишкин, директор по маркетингу компании "Фрегат"

Сейчас компания находится на этапе реорганизации, поэтому особых изменений за первый квартал мы не наблюдали. В целом можем констатировать, что на рынке сейчас слабая конкуренция. Многие операторы на рынке пытаются продвигать OTT и IPTV, но пока бурного развития эти технологии не получили.

Сейчас же мы особое внимание уделяем подготовке к "низкому сезону", сезону отпусков, во время которого темпы роста традиционно снижаются. Для стимулирования спроса мы запустили соответствующую маркетинговую активность "18". Но на результатах деятельности эта работа отразится уже во втором квартале.

Пресс-служба ПАО "Укртелеком"

В первом квартале 2014 года рынок ШПД продолжал развиваться, имея потенциал для роста. В то же время наблюдалось замедление темпов роста рынка по количеству абонентов по сравнению с предыдущими периодами.

В этом году также продолжилась тенденция по усилению конкурентного давления на телекоммуникационном рынке, особенно в небольших населенных пунктах. Усиление конкуренции в крупных городах выражается проведением различных акций по привлечению новых клиентов, зачастую на демпинговых условиях. Основные игроки практически не расширяют покрытие своих сетей за пределами больших населенных пунктов. "Укртелеком" — единственный из крупных игроков рынка, кто продолжает расширять покрытие в сельской местности, обеспечивая гражданам страны доступ к интернету.

Наша компания активно продолжает реализовывать программы, направленные на повышение качества услуг и обслуживания, например, "ОГО!улучшение". Программа улучшения абонентских линий — одна из составляющих стратегии компании по повышению качества предоставления услуг и обслуживания клиентов, а также их уровня удовлетворенности. За первый квартал 2014 года около 30 тысяч абонентов "ОГО!" воспользовались программой по улучшению и оптимизации настроек абонентских линий от "Укртелекома".

Рынок далек от насыщения, существует неудовлетворенный клиентский спрос, с которым компания планирует активно работать в дальнейшем. В связи с этим мы ожидаем увеличения количества клиентов. Однако в отдельных сегментах, например, в крупных городах рынок близок к насыщению и жесткая конкурентная борьба за клиентов привела к тому , что некоторые игроки активно использовали такой механизм, как демпинговые предложения. Изменение экономической ситуации привело к тому, что провайдеры отказываются от демпинговых предложений и мы ожидаем, что эта позитивная тенденция сохранится.

Официальная позиция компании по ситуации в Крыму, планы/прогнозы компании по работе в этом регионе:

В настоящее время ПАО "Укртелеком" функционирует исключительно в правовом поле действующего законодательства Украины. Компания работает в обычном режиме по всей территории страны, предоставляя свои клиентам услуги связи. Коллектив оператора работает и будет работать, чтобы все пользователи наших услуг всегда и везде в любой ситуации были на связи.

Безусловно, текущая нестабильность на полуострове привела к некоторому оттоку клиентской базы и сокращению объема потребления услуг в связи с определенным правовым вакуумом и финансовыми сложностями. Однако мы надеемся на стабилизацию ситуации.

PR-служба Vega

Политическая нестабильность в стране вносит коррективы в бизнес-планы компаний всех отраслей экономики Украины. Ухудшение экономической конъюнктуры, безусловно, сказывается на активности и результативности субъектов и телекоммуникационного рынка. Изменение курса национальной валюты, а также повышение цен на энергоносители влияет на тарифообразование компаний. В результате региональные компании, которые привыкли к демпингу, повышают тарифы. Ситуация усугубляется отсутствием четких правил игры, понятных всем игрокам, — единой регуляторной политики, а также государственного заказа на телеком-услуги, как в европейских странах.

Преодоление последствий нестабильности, адаптация к работе в новых экономических реалиях, оптимизация бизнес-процессов, поиск новых возможностей и повышение полезности продуктов для удовлетворения спроса клиентов — ключевые тренды 2014 года.

Телекоммуникационная группа Vega продолжит активно реализовывать программы, направленные на повышение качества услуг и обслуживания абонентов. Мы будем разрабатывать новые услуги и сервисы, современные пакетные предложения. Оператор и дальше будет заниматься реализацией плана по развитию новых зон подключений по технологиям FTTx, а также сосредоточится на повышении эффективности бизнеса.

Официальная позиция компании по ситуации в Крыму, планы/прогнозы компании по работе в этом регионе:

Компания продолжает обеспечивать услугами своих абонентов в АР Крым. Оператор сделает все от него зависящее, чтобы сохранить стабильную работу связи в регионе, обеспечить сотрудников заработной платой, а бюджет — налогами и сборами. Никаких изменений в учете абонентов не произошло.