Украинские стартапы ждут от инвесторов "умных денег"

Сегодня на украинском рынке венчурных инвестиций все чаще поднимается такая важная как для стартапов, так и самих инвесторов тема поиска "умных денег". Инвестиционный аналитик Евгений Нетреба попытался разобраться, что это такое, как такие деньги идентифицировать и какой именно умный инвестор необходим определенному проекту и на какой стадии развития

Словосочетание "умные деньги" давно и глубоко укоренилось в нашем сознании. Сегодня каждый частный инвестор или венчурный фонд кроме банковского перевода обязан обеспечить потенциальный объект для инвестиций еще и дополнительной экспертизой.

В этом плане на рынке Украины сложилась такая ситуация, когда небольшим, но уже работающим проектам (с выручкой $100 тыс. в год) неважно от кого получать инвестиции. Финансирование для них — это ресурс, который обеспечит дальнейшее развитие проекта, и команда сама обладает достаточной компетенцией. А вот для больших проектов, которых в Украине уже насчитывается несколько десятков и которые ведут свою деятельность далеко за пределами родины, вопрос источника денег и компетенций инвестора волнует значительно больше. Ведь проекты такого уровня уже обладают значительной выручкой, управляют несколькими офисами и командами в разных часовых поясах и не готовы делиться долей в проекте за "молчаливые деньги". На кону стоят такие понятия, как "капитализация бизнеса" и "бренд на мировом рынке".

Сотрудничество проекта и инвестора будет максимально успешным и эффективным в схеме, при которой проект самостоятельно определяет свои слабые стороны и потребность в компетенциях, а инвестор подтверждает, действительно ли он обладает возможностями для усиления проекта своей экспертизой.

Примеры основных компетенций

Маркетинг/реклама/продажи — существуют проекты, которые создаются исключительно техническими специалистами, и в вопросах маркетинга остается "непаханое поле" для работы. Компетенции инвестора в построении успешных рекламных компаний, открытии новых каналов продаж или просто в наличии хороших связей в тематических изданиях тут будут очень кстати.

Рекрутинг — пока бизнес развивается, но еще не достиг уровня создания собственного отдела по персоналу, поиском и отбором новых кадров занимаются исключительно основатели проекта. Это хорошо, когда необходимо закрыть относительно несложную вакансию разработчика. Но если речь идет о поиске руководителя проекта в новой стране, простым постом в Facebook уже не отделаешься.

Экспансия — упершись в потолок и "откатав" бизнес-модель на местном рынке, появляется вопрос об экспансии в другие страны. Чтобы разобраться в тонкостях нового рынка, конкуренции и необходимости там сервиса, могут понадобиться месяцы удаленного "ресерча" либо командировки. Если у инвестора уже есть портфельные компании либо офисы на других рынках, это может значительно снизить временные и финансовые затраты стартапа. В случае позитивных сигналов можно максимально эффективно выйти на такой рынок.

Поиск следующих раундов — очень хорошо, когда проект привлек деньги. Но если это инвестиции от собственника горно-металлургического комбината, то вряд ли он сможет обеспечить знакомство с одним из мировых венчурных фондов для следующего раунда.

Поэтому во время фандрейзинга стартапу необходимо посмотреть на всех локальных инвесторов. Надо собрать отзывы касательно наличия "умных" денег у того или иного венчурного фонда.

Обязательным этапом является проведение своеобразного due diligence потенциального инвестора. Только тогда вы сможете определить степень и наличие компетенций у фонда и понять, соответствует ли он вашими потребностям.

Сразу хочу предупредить: если все-таки соблазн получить быстрые и "непрофессиональные" деньги победит, не ждите, что инвестор будет с вами часто общаться. Скорее всего ваша коммуникация будет состоять из отправки документов с результатами деятельности проекта. Наличие такого инвестора в составе акционеров, к сожалению, практически бесполезно, особенно если вы хотите построить компанию с высокой капитализацией.

Самым худшим случаем развития событий с непрофильным инвестором может быть ситуация, когда из-за непонимания сути проекта и всех бизнес-процессов инвестор будет требовать изменения стратегии, навязывать свою точку зрения при найме персонала или вмешиваться в операционную часть бизнеса. Иногда случается, что инвестор настаивает на увольнении кого-то из основателей/ключевых сотрудников или хочет выйти из бизнеса, тем самым осложняя процесс развития, или вовсе может закрыть проект. Так что будьте бдительными и выбирайте действительно "умные деньги"!