НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Госфинуслуг и ГКЦБФР собираются объединить

После формирования нового правительства два небанковских финансовых регулятора – Госфинуслуг и ГКЦБФР – могут объединить в единый госорган
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На небанковском финансовом рынке грядет масштабное слияние – Госкомиссию по регулированию рынка финансовых услуг и Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку могут объединить в единый мегарегулятор. «Сегодня в Верховной Раде рассматривается концепция создания нового мегарегулятора небанковских финансовых рынков путем объединения этих двух комиссий. Окончательное решение по этому вопросу будет принимать новый Кабмин. Я уверен, что решение будет в пользу создания нового единого органа регулирования этих рынков", – сообщил «ДЕЛУ» глава парламентского подкомитета по вопросам небанковских финансовых институтов Александр Клименко.

Высокую вероятность объединения регуляторов небанковского финансового рынка подтверждает и тот факт, что основной претендент на должность главы ГКЦБФР депутат от Партии регионов Игорь Прасолов также активно поддерживает данную идею («ДЕЛО» №29 от 25.02.10).

Что касается сроков создания нового госоргана, здесь мнения экспертов сильно разнятся — от нескольких месяцев до двух-трех лет.

«Для того чтобы в Украине появился мегарегулятор, нужно подготовить а потом провести через Верховную Раду соответствующий законопроект. После этого должен пройти длительный организационный период, во время которого нужно организовать и успешно провести всю процедуру слияния двух комиссий», — говорит нынешний глава Госфинуслуг Виктор Суслов. По его словам, в лучшем случае от принятия решения по созданию такого органа Кабмином и до начала  действия мегарегулятора пройдет не меньше 2-3 лет.

Но есть и более оптимистичные прогнозы. «Если пойти «бюрократическим» путем, утверждая любые изменения и проводя инвентаризацию чуть ли не табуреток в комиссиях, то на это уйдут годы. А если проводить реорганизацию профессионально, то уже к концу 2010-го новое ведомство может заработать», — считает председатель совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Дмитрий Леонов. По его словам, в Госфинуслуг уже создана новая функциональная структура надзора, под которую легко и быстро можно адаптировать структуру ГКЦБФР.

Плюсы и минусы гиганта

Участники рынка к идее создания мегарегулятора отнеслись по-разному. «Кто бы ни возглавил новую структуру, ее создание будет благом для страны, так как сделает процесс регулирования рынков более прозрачным и эффективным», — уверяет Виктор Суслов, который многие годы выступает за объединение финансовых регуляторов под одной крышей.

Такого же мнения придерживается Дмитрий Леонов, глава совета УАИБ. «Мегарегулятор, во-первых, создаст единство госполитики в сфере регулирования небанковских финучреждений и устранит коллизии между комиссиями. Во-вторых, остановит перетекание капитала, причиной которого зачастую является не экономика, а специфика регулирования. И, наконец, в-третьих, создание такого регулятора позволит на равных вести диалог с НБУ», — уверен он. По мнению Леонова, время кризиса — самое удачное для создания такого ведомства, так как небанковский финсектор притормозил свое бурное развитие.

Вместе с тем часть опрошенных «ДЕЛОМ» представителей этого сектора к предстоящим переменам относятся без восторга, опасаясь, что «их» рынки в ходе реорганизации будут хуже регулироваться. «Во многих странах страховой рынок регулируется отдельными ведомствами. А в данном случае мы боимся, что внимание к нему будет ослаблено», — говорит гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая.

Коллегу поддерживает президент Национальной ассоциации кредитных союзов Украины (НАКСУ)  Петр Козинец. «Для нашего рынка в объединении Госфинуслуг с ГКЦБФР нет плюсов. Будут ли минусы, пока не знаю. Если мегарегулятор будет работать не по отраслевому, а по функциональному принципу (когда один департамент отвечает за лицензирование, второй — за надзор и т. д. — «ДЕЛО») — для нас это плохо, так как в таком случае вряд ли кто-то будет вникать в специфику рынка кредитных союзов», — утверждает он.

Без Нацбанка — проще

Идея создать в Украине мегарегулятора финансовых рынков не нова. Одним из первых в 2005 году ее выдвинул на тот момент министр экономики Сергей Терехин. Причиной объединения Сергей Терехин назвал желание правительства провести кадровые изменения в руководстве регуляторов и устранить дублирующиеся функции. Одним из последних эту идею активно продвигал глава Госфинуслуг Виктор Суслов. В большинстве случаев под мегарегулятором предполагалось создание ведомства на базе не только двух комиссий, но и надзорного «крыла» НБУ. По мнению многих экспертов, именно из-за того, что предыдущие реформаторы при создании нового мегарегулятора пробовали «разделить» Нацбанк, их старания потерпели неудачу. Шансов создать новый финансовый госорган на основе только Госфинуслуг и ГКЦБФР, без «кусочка» Нацбанка, намного больше.