Малазийцы постоянно чувствовали себя вторым сортом. Но теперь мы против приглашения "белых людей" на руководящие посты — Нурул Ашикин Шамсури

Когда малазийцы начали понимать, что не хуже остальных, начался прогресс. Им хотелось доказать это на деле, потому они начали тяжело работать. Но опыт существования в качестве колонии длительностью в несколько сот лет не забывается легко

Нурул Ашикин Шамсури — директор Lubri Oil Corporation (M) Sdn Bhd (производитель автомобильных, промышленных и судовых смазочных материалов). Работала в Греции, Китае, а также в ряде стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Активно участвует в политической деятельности Малайзии, управляет коммуникациями женского крыла правящей партии Wanita UMNO Malaysia, борется за расширение прав женщин и их участие в различных сферах управления и бизнеса в самой стране и на международном уровне.

В 2015 году Нурул Ашикин Шамсури получила награду Communication for Future Davos Award в рамках Международного коммуникационного форума в Давосе. Delo.UA она рассказала о том, почему Малайзия много работает, как избавиться от национального комплекса неполноценности и почему в стране с огромным количеством различных национальностей тема свободы слова становится взрывоопасной.

Много говорят о легендарном премьер-министре Сингапура Ли Куан Ю. Но премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад сыграл не мене значимую роль в истории региона. Каково было его видение Малайзии и пути ее развития?

Махатхира Мохамада мы называем отцом-основателем современной Малайзии. Его видение, которое мы продолжаем внедрять до сих пор, заключалось в создании "индустриально развитой страны к 2020 году". Чтобы заявить уверенно — мы развитая страна, необходимо соответствовать конкретным критериям: инфраструктурным, образовательным, ментальным, экономическим. Махатхир Мохамад хотел, чтобы к 2020 году Малайзия соответствовала всему списку критериев и считалась развитой полноправно.

Наша страна долгое время была колонией. Малазийцы постоянно чувствовали себя вторым сортом. Мохамад хотел, чтобы народ избавился от этого комплекса неполноценности. Долгое время мы думали, — "белые люди" умны, что бы ни делали, что бы ни сказали. "Белые люди" в нашем сознании были главными, они были всем на свете. Эта уверенность царила в сознании людей даже в поколении моего отца. Когда я росла, тоже думала таким образом: "белые люди потрясающие!" Мохамад вытащил нас из этой ментальности, он заставил поверить, что и мы тоже потрясающие. Он не настаивал на том, что "белые люди" хуже, нельзя не учитывать тысячелетия развития западной цивилизации. Но мы тоже замечательные. И когда мы начали понимать, что не хуже остальных, начался прогресс. Нам хотелось доказать наши качества на деле, для этого мы стали тяжело работать. До сих пор мы пытаемся окончательно выбраться из того комплекса, который царил в обществе несколько сот лет подряд. После настолько длительного периода подчинения очень трудно начать чувствовать себя иначе.

Сейчас с этим тоже возникают проблемы?

Возьмем для примера западных консультантов. Когда они приезжают к нам решать какие-то задачи, им платят в десять раз больше, чем местным консультантам. Таково отражение подчиненной ментальности, от которой мы пытаемся избавиться. Если к нам привозят европейского консультанта, ему платят 500 ринггитов в час, наш инженер может получать 60 ринггитов в час. А потом консультанты спрашивают наших инженеров, что им делать. Так почему в нас до сих пор так сильна уверенность, что мы недостаточно хороши? Ведь мы не хуже.

Как именно вы боретесь с национальным комплексом неполноценности?

Во-первых, помогает развитие системы образования. Кроме того, в больших компаниях мы же видим огромные статьи расходов на европейских консультантов. Например, три года назад страна инициировала программу экономической трансформации. Изначально правительство хотело привлечь европейских и американских экспертов и консультантов, чтобы те помогли создать эту программу. Но потом мы поняли, — бессмысленно приглашать людей трансформировать страну, в которой они не живут. Они могут много знать о том, как это делать правильно, учиться и читать книги на эту тему, но все-таки они не знают страну изнутри, и потому не знают, что будет лучше именно для этого народа. Потому, в конце концов, мы решили все сделать самостоятельно. Конечно, мы боремся. Ведь у нас в стране тоже есть большие успешные компании. Они могут стать аналитическими центрами для трансформации экономики. Народ выступает против приглашенных из Европы и Америки консультантов, потому что это, кроме прочего, дорого. В этом есть и элемент патриотизма. От патриотизма рождается гордость. А гордость помогает преодолеть комплекс неполноценности.

Когда у нас разразился кризис в сфере авиаперевозок, звучала идея привезти европейца или американца на позицию CEO Malaysia Airlines. Вы бы видели, какой гнев это вызвало у народа. Это наш национальный перевозчик, наша гордость, и вы намерены взять какого-то белого парня управлять нашей национальной гордостью? То есть вы хотите сказать, что в нашей стране недостаточно талантов, способных управлять национальными авиалиниями?

С учетом настолько долгого срока колонизации такую реакцию можно считать серьезным достижением.

Да, на мой взгляд, это достижение. Еще двадцать лет назад мы смотрели на европейцев, как на богов. Любая предложенная ими стратегия, на наш взгляд, должна была быть внедрена безоговорочно. Мы вели себя очень осторожно, постоянно приноравливались, соглашались, извинялись. Но сейчас, в моем поколении, все иначе — если нам что-то не нравится, мы говорим об этом прямо. На самом деле, громко высказывать свое мнение — противоречит традиции малазийцев. Конечно, изменениям помогают социальные сети, доступное образование и глобальные процессы. В результате мы становимся более смелыми.

Западная пресса не раз писала о проблемах со свободой слова в вашей стране и о преследовании журналистов по обвинению в "оскорблении религиозных чувств" граждан.

Свобода слова и свобода самовыражения закреплены нашей Конституцией. Однако существует и так называемый Закон о подстрекательстве к мятежу от 1948 года. Он был введен в действие во время британского правления, чтобы справиться с растущим влиянием коммунизма. Он предполагает следующее: нельзя оскорблять короля, нельзя оскорблять религию, нельзя оскорблять верования. Также у нас действует Закон о клевете.

Когда речь заходит о свободе слова, эта тема вызывает горячие споры. Малайзия — страна очень мультинациональная. В мае 1969 года мы пережили кровопролитие, спровоцированное противоречиями между верованиями и национальностями. После этого многие годы пребывали в состоянии чрезвычайного положения. С тех пор поняли, чтобы сосуществовать, мы должны очень осторожно относиться к тому, что говорим. Разные люди по-разному реагируют на разные вещи. Я могу сказать: "Твой родственник — идиот", потому что пользуюсь своей свободой слова. В ответ высокоразвитый человек просто уйдет, а менее развитый ударит. США не раз указывали нам на необходимость пересмотреть или полностью отменить действие Закона о подстрекательстве к мятежу. С их точки зрения, этот закон призван помочь правящей политической партии заглушить критику. Но у этой монеты две стороны. С одной стороны, возможно, речь идет и о критике, а с другой — нельзя говорить все, что вздумается, в настолько мультикультурном государстве. Здесь живут китайцы, индийцы, малайцы. Здесь есть ислам, буддизм, христианство, индуизм. Мы живем все вместе на спящем вулкане. И в любой момент что угодно может привести к его извержению. После этого мы переживем очередное кровопролитие.

Свобода слова важна, но она не может быть неограниченной. Есть вещи, которые говорить просто опасно.

Нельзя оскорблять иные религии, например. В конце концов, речь идет об уважении как здравом смысле. В Таиланде, например, за оскорбление короля вы попадете в тюрьму. Нельзя оскорблять этническую принадлежность, нельзя провоцировать расовую ненависть. Это противозаконно, и это включено в наш Закон о подстрекательстве к мятежу, который так часто критикуют на Западе.

На Западе критикуют не сам закон, а преследования журналистов предположительно за критику правительства.

Народ критикует правительство постоянно. Вы бы видели все эти блоги с фотографиями жены премьер-министра, над которыми ежедневно смеются в Интернете. Народ высказывает и ненависть к правительству, и протестует на улицах. Мы высказываем свое мнение каждый день. Но есть вещи, на предмет которых высказываться нельзя. Демократия и свобода слова не подходят абсолютно всем в одной-единственной форме. Все страны разные. С моей точки зрения, при демократических принципах и закрепленной в Конституции свободе слова, в нашей стране Закон о подстрекательстве к мятежу отменять нельзя. Мы не можем себе позволить даже минимальный градус нестабильности. В Малайзии живет очень умеренное мусульманское сообщество, но у нас также есть экстремисты. Страна небольшая, население составляет всего 30 млн человек. Мы активно развиваемся только 50 лет. Если бы каждый день люди спорили, дрались, проливали кровь и оскорбляли друг друга, мы никогда не смогли бы добиться процветания. Правительство занималось бы только примирением граждан. Критикуете правительство? Да пожалуйста, коль скоро вы не критикуете этническую принадлежность других людей, их национальность и религию. Существовать в одной стране при таком количестве национальностей и религий крайне сложно. Запад называет Закон о подстрекательстве к мятежу "драконьим актом", но на самом деле он позволяет сохранять мир в нашей стране.

За помощь в организации интервью редакция благодарит агентство GROU.

Беседовала Екатерина Федоришина