После инцидента с Су-24 Россия еще больше погрязнет в сирийском конфликте — эксперт

По мнению директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, после инцидента со сбитым Турцией российского бомбардировщика потенциальная коалиция Запада и России может распасться, а экономические проекты между РФ и Турцией заморозятся
Сирийский узел

Инцидент со сбитым Турцией российским самолетом Су-24 скажется на войне в Сирии опосредованно. Теперь в сирийской войне каждый воюет только сам за себя и за свои интересы. Россия — за Башара Асада и сохранение своей базы, США и возглавляемая ими международная коалиция — против Асада и ИГИЛ, а курды — против ИГИЛ и Турции. В свою очередь, Турция будет воевать как против ИГИЛ и Асада (вместе с США), так и против курдов (сама и без санкции США).

При этом в сирийском конфликте США рассчитывают в первую очередь на сухопутные силы курдов и, возможно, Турции. Остальные страны коалиции вводить серьезные наземные контингенты пока не собираются.

Кроме того, после инцидента с Су-24 Москва вряд ли может ожидать, что США согласятся на сохранение Асада у власти, даже условно или частично. США исходят из того, что рано или поздно у Путина кончатся деньги, и он будет вынужден уйти из Сирии. Путин, в свою очередь, рассчитывает на то, что деньги и терпение кончатся у Обамы и он будет вынужден признать роль России в Сирии и отказаться от дальнейших попыток ее изоляции.

Чтобы помочь администрации США изменить свою точку зрения, Москва будет продолжать предлагать Западу свои услуги, наращивая при этом свой военный контингент в Сирии и введя туда комплексы ПВО С-300. Кроме этого, Кремль, вероятно, будет оказывать помощь курдам. При этом становится ясным, что уйти из Сирии относительно гладко и без проблем Россия уже не сможет.

Прощай "Турецкий поток"

В результате инцидента с Су-24 можно утверждать, что российско-турецкие отношения испорчены всерьез и надолго. Одним из сценариев развития этих отношений может стать то, что Турция будет создавать препятствия для снабжения российской военной группировки в Сирии. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вряд ли решится закрыть Босфор для российских военных судов, но Турция сможет тормозить и задерживать их прохождение через проливы. Возможно, появится идея проводить их досмотр. Кроме того, можно предположить, что экономические проекты между двумя странами будут заморожены. Это касается и газопровода "Турецкий поток", и планов строительства АЭС, и технического сотрудничества, а поток российских туристов на турецкие курорты может быть на время полностью прекращен.

НАТО и ракеты

Отношения между Россией и НАТО и так сведены в основном к информационному взаимодействию, цель которого — не допускать прямых военных столкновений. Но 24 ноября первое такое столкновение уже произошло, поэтому в дальнейшем НАТО будет вынужден действовать жестче. Например, будет предупреждать Москву об опасности конкретных шагов, например, появления российских кораблей в определенных районах, полетов в отдельных секторах, будет проводить антишпионские акции и т. п. Разумеется, это еще не та холодная война, которая формально окончилась 25 лет тому назад, но это уже что-то очень на нее похожее.

Нынешняя же ситуация показывает, что если Россия — не союзник, значит военные действия РФ и стран Запада в Сирии могут сопровождаться новыми военными инцидентами, включая потери самолетов западной коалиции. Их вполне можно достать как раз теми комплексами С-300 и С-400, отправку которых в Сирию Путин обсуждал с российским военным командованием.

Конфликт России и Турции может усилить поддержку Украины

Обострение отношений между РФ и НАТО усиливает позиции тех кругов в США и правительствах отдельных стран ЕС, которые считают целесообразным предоставление Украине высокоточных бронебойных вооружений. При этом администрация США и правительства стран ЕС однозначно не заинтересованы в возобновлении активной фазы конфликта на Донбассе.

Хотя инцидент между Россией и Турцией не будет иметь прямого отношения к российско-украинскому конфликту, "военная тревога" в НАТО потенциально усиливает поддержку Украины. Это связано с тем, что для Запада Россия снова не миротворец, как на последнем саммите G20, а потенциальный военный противник.