НБУ курс:

USD

41,44

+0,12

EUR

43,47

+0,48

Наличный курс:

USD

41,76

41,70

EUR

44,10

43,93

Акциз на подержанные иномарки могут снизить в десятки раз

На текущей сессии парламента могут рассмотреть законопроект, которым предлагается снизить в 9-28 раз акциз на ввоз подержанных иномарок
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В четверг, 26 ноября депутаты проголосовали за включение в повестку дня резонансного законопроекта №3251 "Про стимулювання розвитку ринку вживаних транспортних засобів", зарегистрированный в парламенте 7 октября 2015 года.

В революционном по своей сути законопроекте предполагается временно, с 1 января 2016 года до 31 декабря 2017 года, значительно снизить акцизный сбор при ввозе на таможенную территорию Украины подержанных автомобилей. Причем, в отличие от нынешних положений Налогового кодекса, новые ставки акциза предлагается установить без дифференциации в зависимости от возраста автомобиля (до пяти лет и старше пяти лет).

Акцизный сбор на подержанные автомобили с двигателями объемом до 1 л предлагается установить на уровне 0,102 евро за куб.см, что в 10,7 раза меньше действующей ставки сбора для таких машин возрастом до пяти лет (1,094 евро/куб.см) и в 14 раз меньше — для автомобилей старше пяти лет.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями объемом 1–1,5 л авторы законопроекта предлагают установить акцизный сбор на уровне 0,063 евро за куб.см, что по сравнению нынешними ставками означает уменьшение в 21,7 раза (для авто моложе пяти лет) и 28 раз (для авто старше пяти лет).

Машины с бензиновыми моторами 1,5–2,2 л предлагается облагать акцизом по ставке 0,267 евро/куб.см: это в, соответственно, 6,2 раза и 9 раз меньше действующего налога для авто возрастом до пяти лет и свыше пяти лет.

Акциз для бензиновых авто с двигателями 2,2–3 л предлагается снизить до 0,276 евро/куб.см — соответственно, в восемь и 18 раз меньше по сравнению с действующей ставкой для машин до пяти лет и свыше пяти лет.

Ставка акциза для подержанных машин с бензиновыми моторами свыше 3 л — 2,209 евро/куб.см или в 1,5 и 2,3 раза меньше нынешнего акциза в зависимости от возраста автомобиля.

Снижение акциза заявлено и для дизельных машин. В частности, для таких автомобилей с моторами до 1,5 ставку налога предлагается уменьшить до 0,103 евро/куб.см. против нынешних 1,761 евро/куб.см, для машин с моторами 1,5–2,5 л — до 0,327 евро/куб.см (сейчас — 2,441 евро/куб.см), а для машин с моторами свыше 2,5 л — до 2,209 евро/куб.см.

Дизельным автомобилям тоже открывают дорогу на украинский рынок. По данным AUTO-Consulting депутаты предлагают установить ставку акцизного налога 0,103 евро за 1 см3 для автомобилей с дизельными двигателями до 1,5 л. (сейчас ставка на них 1,761 евро. Снижение в 17 раз!)

Дизельные авто с мотором 1,5-2,5 л могут получить ставку 0,327 евро за 1 см3, против нынешних 2,441 евро (снижение в 7,5 раз!), а для многокубатурных дизелей более 2,5 л ставку установят в 2,209 евро за 1 см3.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что на фоне девальвации национальной валюты и падения покупательной способности населения значительно (более чем вдвое к 2014 году) снизились продажи автотранспортных средств, что приводит к сокращению рабочих мест как в производстве, так и в продажах авто и снижению поступлений в бюджет.

"Потребители не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а подержанные импортные — из-за высоких ставок акцизного сбора, что делает их цену неконкурентоспособной", — отмечается в пояснительной записке.

В этих условиях, отмечают авторы, граждане, особенно в приграничных областях, покупают авто в Европе и используют их в Украине без уплаты налогов. В частности, широко распространены схемы временного ввоза нерезидентами и использования авто в таможенном режиме транзита.

В соответствии с Таможенным кодексом, режим транзита не может превышать пять дней, если перемещение проходит в пределах одной таможни, и 10 дней — в зоне действия двух и более таможен.

"Для продления срока покупаются фиктивные медицинские справки и выводы СТО, что порождает значительную коррупцию в госорганах", — подчеркивается в пояснительной записке.

По информации ГФС, в 2014 году с целью транзита в Украину перемещено 61,5 тыс. ед. личного автотранспорта, пересекавшего границу в направлении "въезд" около 1,5 млн раз. При этом более половины этих авто соответствовали стандарту Евро3-Евро5 и могли быть оформлены официально. Однако при средней стоимости такого авто около 4 тыс. евро только акцизный сбор составляет такую же сумму, что делает его растаможивание нецелесообразным.

В документе напоминается, что с 2016 года в Украине вводится стандарт Евро 5, и снижение ставок акцизного сбора на подержанные авто поможет оформить около 4,5 тыс. автомобилей, соответствующих этому стандарту и находящихся сейчас в таможенном режиме транзита.

По оценке авторов, за счет этого в госбюджет поступит около 300 млн грн в виде налоговых поступлений. По разным оценкам, первичные продажи подержанных автомобилей в 2016 году вырастут до 20 тыс. единиц, при этом средний возраст их не будет превышать восемь лет, т.к. автомобили стандарта Евро5 в Европе выпускаются с 2008 года. Это позволит привлечь в бюджет около 900 млн грн.

В целом, резюмируют авторы документа, реальные поступления в госбюджет при реализации данного законопроекта вырастут на 1,2 млрд грн.

Огромный акцизный сбор остается на сегодня единственным препятствием для масштабного ввоза подержанных иномарок в Украину. Его устранение — палка о двух концах. С одной стороны, украинцы получат временную возможность ввозить и за недорого растаможивать подержанные иномарки. С другой стороны, это означает практически полное уничтожение рынка новых автомобилей, который в свете нынешнего кризиса и так дышит на ладан. При этом задействованные в индустрии продажи и обслуживании новых автомобилей люди потеряют рабочие места, а бюджет недосчитается многомиллионных поступлений, которые импортеры платят государству в виде таможенной пошлины, НДС и акциза.

Кроме того, как отмечает руководитель ВААИД Олег Назаренко, пока нет ясности, когда данный законопроект может быть рассмотрен парламентом.

"Его (законопроект — прим. Delo.UA) даже на комитетах еще на рассматривали. Его всего лишь включили в повестку дня — список законопроектов, возможно подлежащих рассмотрению на текущей сессии", — отмечает он.

"Законопроект должен отстоять очередь на рассмотрение. Например, законопроект от отмене пошлин на электрокары был внесен еще 4 февраля и прошло почти 10 месяцев пока очередь дошла... А 3251 же был подан только 7 октября, а когда парламент его рассмотрит, никому не известно", — добавляет Олег Назаренко.