- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Польские профсоюзы угрожают забастовкой Тариэлу Васадзе
Профсоюзы автомобильного завода Fabryka Samochodow Osobowych (FSO), принадлежащего корпорации «УкрАвто» Тариэла Васадзе, пригрозли забастовкой украинскому акционеру. Об этом «ДЕЛУ» сообщил председатель профсоюзного комитета предприятия Францишек Петровский. «Мы инициировали трудовой спор с руководством завода и если наши требования не примут, то мы начнем забастовку», - заявил он. По словам представителя работников завода, вчера на собрании акционеров предприятия профсоюзами была подготовлена петиция с требованиями к украинскому собственнику выполнять взятые на себя инвестиционные обязательства: не снижать объемы выпуска продукции и уровень соцвыплат. Текст петиции был отправлен заместителю председателя правления «УкраАвто» Олегу Папашеву и премьер-министру Польши Дональду Туску.
Также в профсоюзе утверждают, что менеджмент предприятия предлагает урезать сотрудникам зарплату и отказаться от дополнительных выплат и выходных пособий. «Нам предлагают урезать наш заработок почти на четверть, на что мы говорим: нет», — сообщает Францишек Петровский. По его словам, предложенная зарплата в четыре раза ниже средней по Варшаве. «Сейчас средняя зарплата в Варшаве составляет около 5 тыс. злотых (почти $1500). Нам платят около 2,2 тыс. злотых. При этом с вычетом всех налогов на руки выходит 1,2 тыс. ($350)», — жалуется Петровский.
Представители компании Васадзе пока что ситуацию на предприятии не комментируют. Однако, по мнению экспертов, основной причиной снижения производства является общее падение спроса, вызванное глобальной рецессией. Из-за отсутствия спроса в течение последних двух лет завод неоднократно простаивал без работы, иногда больше месяца. Так, в 2008 году FSO произвел около 100 тыс. автомобилей, а в 2009-м производство упало более чем в два раза — до 44 тыс. авто.
Кризис заставил «УкрАвто» внедрять политику оптимизации на польском заводе. В частности в 2009 году было уволено около 650 сотрудников. В результате численность рабочих мест на FSO сократилась до 1,86 тыс., при том что, как говорит Петровский, по инвестобязательствам, взятым на себя украинской корпорацией в 2005 году, эта цифра не должна быть меньше 2,09 тыс. рабочих мест.
Контроль над одним из крупнейших автомобильных заводов Польши «УкрАвто» получила в 2005 году, после того как входящий в ее состав Запорожский автомобильный завод выкупил ранее принадлежавшие польским властям 19,9% акций компании, дающие ему право голоса на собрании собственников FSO. Ранее польский завод так же, как и ЗАЗ, находился под контролем южнокорейской корпорации Daewoo, наладившей на нем сборку автомобилей Lanos. После того как «УкрАвто» стала управлять FSO, компания заявила о желании заняться на своем польском активе выпуском более перспективных авто. В итоге компания Васадзе наладила СП с американской General Motors, благодаря чему на конвейере польского завода был налажен выпуск Chevrolet Aveo.