- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Туристический сезон 2009: Экономность туристов и просчеты туроператоров
В итоге направления, на которые туроператоры делали главную ставку, оказались провальными.
Отдых любой ценой
Цифры могли быть еще лучше, если бы не вновь "взбунтовавшиеся" курсы валют, из-за которых традиционно наиболее удачный для продавцов путешествий август стал самым провальным месяцем лета, ведь клиентов в офисах туристических компаний практически не было. Впрочем, кризис все же подкорректировал настроения наших соотечественников. "Если в прошлом году наиболее покупаемыми были путевки стоимостью $900–950 с человека в неделю, то в этом — $600–650", — констатирует г-н Демура. Массовая экономия вылилась в перераспределение туристических потоков и ставку на сервис с меньшим количеством звезд. Так, если в последние годы украинцы практически не покупали отели уровня три звезды, отдавая предпочтение четырех- и пятизвездочным, то этим летом пакет с размещением эконом-класса стал хитом продаж, пишет Деловая Столица.
Генеральный директор агентства "Роза ветров" Вячеслав Бурдюков говорит, что больше всего по-страдали экзотические направления, спад объемов по которым он оценивает в 40%. Несмотря на резкое удешевление перелетов, позволившее снизить цену на путевки на 15–20%, украинцы проигнорировали дальние страны. Богатые туристы в этом году выбрали дорогую Европу или относительно новые для нас направления, к примеру Японию, Австралию. Представители среднего класса предпочли традиционную Турцию. Последняя по-прежнему остается наиболее массовым туристическим направлением. По данным турецкого министерства культуры и туризма, этим летом в стране отдохнуло лишь на 22,16% украинцев меньше, чем минувшим. И это невзирая на то, что многие местные отели перевели свои прайсы в евро, что существенно повысило их стоимость для наших сограждан. Египетское направление просело существеннее: спад продаж составил 35%. Эксперты объясняют этот факт как тем, что для пляжного отдыха летом в стране не сезон, так и жадностью местных гостиниц, которые в отличие от турецких потребовали с агентств предоплату за бронирование номеров. Турфирмы, которые не изыскали нужной суммы, попросту отказались от этого направления.
Впрочем, в Крым отказавшиеся от заграничного отдыха украинцы тоже не поехали, хотя местные базы отдыха и пансионаты рассчитывали на дополнительный приток клиентуры. По данным отчета Министерства курортов автономии, снижение туристического потока в этом сезоне составило 15%, хотя, как полагают эксперты, реальный спад был намного выше и достиг 25%. Негативные тенденции они связывают в первую очередь с дороговизной отдыха при ухудшающемся качестве сервиса. Обнищавшие украинцы либо вовсе остались дома, либо попытались заменить привычный пляжный отдых уик-эндами на берегу реки или экскурсионными путешествиями. Директор агентства "Феерия" Игорь Захаренко говорит, что стабильным спросом пользовались короткие (на три-четыре дня) туры по Украине, что сыграло на руку заштатным базам отдыха в традиционно некурортных регионах страны.
Сплошные просчеты
Не оценили наши сограждане и разрекламированную Адриатику. Так как в этом году Хорватия отменила визы для украинцев, агентства рассчитывали увеличить продажи путевок в эту страну. Но, по словам Вячеслава Бурдюкова, направление оказалось мало востребованным. Главная причина провала — высокие цены. Недельное пребывание на хорватском курорте стоило 900–950 евро, что дороже, чем в Греции, тогда как последняя может предложить гораздо больше возможностей для экскурсионного и пляжного отдыха и более качественный сервис. К тому же многие греческие отели, пытаясь остановить отток клиентов, предоставляли или скидки на проживание, или различные бонусы. Например, практиковались бесплатное проживание для детей до 14 лет, программа «все включено» вместо стандартной "завтрак-ужин" и пр. Нелояльная ценовая или визовая политика стран поставила крест и на продажах туров в Испанию и Италию. Как сказал г-н Бурдюков, некоторые агентства вообще вычеркнули эти курорты из своих предложений.
Обилие просчетов заставляет туроператоров достаточно осторожно планировать зимний сезон. По мнению Вячеслава Бурдюкова, на рождественские каникулы они будут предлагать лишь проверенные направления, в частности, Египет, горнолыжные курорты Австрии, Словакии и Карпат, а также традиционно интересные для новогоднего отдыха страны, к примеру Финляндию. Уже известны и некоторые цены. Так, недельный тур в Финляндию будет стоить 1,5 тыс. евро на человека, в Австрийские Альпы — 1,2 тыс. евро, Словакию — от 600 евро, Карпаты — от 1,5 тыс. грн. Игорь Захаренко прогнозирует, что найдутся желающие обкатать и новые направления. Специально для них компания готовит к зиме горнолыжные туры в США и Ливан (цены пока неизвестны).
Впрочем, желающих забронировать путевку или хотя бы интересующихся зимним туризмом пока нет. Кто-то оценил самостоятельную организацию поездок (при грамотном планировании можно купить недельное проживание в Австрии не более чем за 100 евро с человека), кого-то от второго отпуска в году отвадил кризис. Поэтому туроператоры прогнозируют уменьшение потока отдыхающих на новогодние праздники, по меньшей мере, на 15% по сравнению с прошлым, уже кризисным сезоном.