- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Украинские производители соков переходят на выпуск более дешевой продукции
До кризиса рынок соков Украины стремительно развивался, показывая рост производства на 29%, увеличение экспорта на 45% и снижение импорта на 43%. Украинцы предпочитали соки вместо цветных газированных напитков. Рост доходов населения в большей степени положительно отразился на потреблении соков, чем других безалкогольных напитков. К примеру, если в 2003 году наши соотечественники потребляли 4-5 литров в год, то в 2007-м - уже 23 литра. Этот уровень "подбирается" к среднеевропейскому показателю - 30 литров на человека в год. Хотя нам вряд ли удастся по потреблению догнать США, где американцы в среднем выпивают по 60 литров соков.
Чем живет рынок? Основной проблемой рынка соков остается дефицит сырья. Даже в урожайные годы потребности производителей этой продукции местным сырьем обеспечиваются не больше чем на 25%. В Украине просто нет промышленных посадок абрикосов, айвы, вишни, персиков и др. Основными поставщиками являются частные хозяйства, которых нельзя считать надежной сырьевой базой. В структуре себестоимости продукции сырье занимает около 60%. Цены на некоторые его виды за последнее время возросли в 1,5-3 раза. Это произошло в большей степени вследствие существенной девальвации гривни, что, в свою очередь, повлекло удорожание конечного продукта для потребителей, где рост цен достиг 10-20%.
По данным Госкомстата, объем производства соков за январь-июнь 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008-го сократился более чем на 30% и составил 361 тыс. тонн. Падение потребления соков может даже превышать эту цифру. На объемы производства непосредственно повлияло снижение покупательной способности населения, что, в свою очередь, отразилось на предпочтениях украинцев. При этом сокращение потребления в низком ценовом сегменте все же меньше, чем в сегменте дорогих соков. Продажи соков ценой более 6 грн. (таких марок как "Садочок", "Соки Украины", а также Николаевского КЗ, Одесского КЗ и др.) упали меньше других. В 2008-м и в начале 2009 года рынок не продемонстрировал прогнозируемого экспертами роста прежде всего по той причине, что соки в условиях кризиса не являются товаром первой необходимости.
Вторая, не менее важная проблема производителей соков заключается в системе дистрибуции. Исторически около 65% продукции сбывалось через торговые сети, 20% - через киоски и павильоны, а оставшаяся продукция - через средние и небольшие магазины. Сети, столкнувшиеся с падениями продаж, стали задерживать платежи поставщикам. В результате на балансах производителей значительно увеличилась дебиторская задолженность, что привело к серьезным проблемам с оборотным капиталом.
Сочный дележ
Конкуренция на рынке соков достаточно высока. Здесь представлены около 20 крупных и 400 мелких производителей. Четверка лидеров занимает около 85% рынка.
Украинцы предпочитают соки местного производства, доля импорта составляет приблизительно 10%. Для того чтобы продавать на украинском рынке, прежде всего надо понимать внутреннего потребителя. Многие западные компании не смогли избрать правильную стратегию и были вынуждены покинуть рынок. В то же время лидеры отрасли пытаются разными способами отвоевать долю рынка у своих конкурентов. К примеру Pepsi, купившая "Сандору" за $679 млн, уже инвестировала в ее модернизацию $35 млн, тем самым увеличив производство на 10%. Компания начала обеспечивать торговые точки фирменным оборудованием, открывать новые филиалы прямых продаж, модернизировать имеющееся оборудование и др. Такая агрессивная политика заставила активизироваться других игроков. К примеру, "Витмарк" выпустит новинку Jaffa Spring (100%-ный фруктовый натуральный газированный напиток).
Перспективы рынка
В 2009 году ожидается падение объемов сокового рынка более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Будет наблюдаться переход с более дорогих продуктов на соки и нектары массового сегмента. В итоге многие инновационные проекты будут приостановлены.
В период кризиса покупательная способность населения падает, поэтому многие компании будут вынуждены сократить производство. Мелкие предприятия с малоузнаваемыми брендами вероятнее всего покинут рынок. Торговые сети заинтересованы в известных торговых марках, поскольку они лучше продаются. Как только торговые предприятия смогут вовремя рассчитываться с производителями, у них появится оборотный капитал для восстановления и увеличения производства (при условии роста спроса). Те компании, которые не потеряют долю рынка и выйдут из кризиса с минимальными потерями, останутся в выигрыше.
Инвестиционная привлекательность отрасли
В связи с существенным увеличением себестоимости, сопровождающимся значительным уменьшением объемов продаж, а также с задержками поступления денежных средств от торговых сетей практически все предприятия отрасли находятся в сложном финансовом положении. Но если одни, входящие в состав ФПГ (например "Биола", "Эрлан") либо лидеры ("Сандора"), чувствуют себя более-менее комфортно, то многие другие имеют гораздо больше финансовых проблем. В ряде случаев это обусловлено колоссальной долговой нагрузкой. Так, например, доля заемного капитала "СП "Витмарк Украина" составляет 96% , "Нидан+" - 86%, "Виннифрут" - 53%, "Пфаннер Бар" - 84%.
Находясь в таком положении, эти и ряд других компаний не представляют на сегодняшний день интереса для стратегического инвестора по многим параметрам, считает директор КУА "ТЕКТ" Александр Шарапанюк. Прежде всего, по его мнению, из-за долгов, которые, к тому же, некоторые производители даже не обслуживают. К примеру, "Виннифрут" долгое время не погашает проценты по займам, не говоря уже о теле кредита.
Если говорить о слияниях и поглощениях в отрасли, то они тоже не прогнозируются. Самая главная сделка уже состоялась - Pepsi купила лидера рынка "Сандору". Небольшие же региональные производители не интересны крупным игрокам, поскольку они не имеют хорошо налаженной дистрибуционной сети. Более того, у крупных компаний в связи с падением продаж оборудование работает не на полную мощность.
Единственным выходом для предприятий, оказавшихся в период кризиса в таком сложном финансовом положении, является привлечение инвестиций из фондов прямого инвестирования. По мнению Александра Шарапанюка, реализовав схему замещения долга капиталом, такие фонды смогут дать компаниям возможность избежать банкротства и выжить во время кризиса. Более того, благодаря средствам из фондов прямых инвестиций к моменту роста рынка эти предприятия будут приносить прибыль. А их стоимость будет практически равна докризисной.