- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Как будут латать дыры в госбюджете
и остальной мир в недоумении, где взять деньги на финансирование растущих бюджетных дефицитов. Наша страна может сделать следующее: провести приватизацию, увеличить доходы и взять в долг.
"6%, пожалуйста, не четыре!" - умоляло украинское правительство Международный валютный фонд повысить допустимый уровень бюджетного дефицита. И уговорило. МВФ дал добро на расширение дыры в бюджете до 6% ВВП. Впрочем, повода для радости здесь немного. На первый взгляд, Украина получила то, что хотела, - "благословение" своего основного кредитора на дополнительные расходы, которые позволят профинансировать дыру в балансе НАК "Нафтогаз" и продолжать проводить стимулирующую антикризисную политику. Однако теперь у правительства новая головная боль - как "залатать" этот кассовый разрыв.
Читайте также: Ющенко знает, где взять 30 млрд для Нафтогаза>>>
Подобные проблемы сегодня тревожат большинство премьер-министров планеты, ведь выход из текущей рецессии грозит погружением в новый кризис - фискальный. Эти страхи основаны на том, что в условиях экономического спада госбюджеты недополучают значительные суммы налоговых поступлений. Но в то же время они вынуждены тратить баснословные суммы на стимулирование экономики. В результате ожидается, что только в странах ОЭСР валовой дефицит бюджета вырастет с 1,5% в 2007 году до 9% в 2010-м. В частности, 13 из 16 стран еврозоны, по прогнозам Еврокомиссии, нарушат правило 3%-ного дефицита. Министры финансов зоны евро на июньской встрече в Люксембурге договорились даже о необходимости разработать "стратегию выхода", которую надо будет применять для снижения бюджетных дефицитов, как только экономики ЕС начнут показывать позитивную динамику роста ВВП. А в Соединенных Штатах 30 июня, когда 46 штатов уже должны были принять местные бюджеты на новый финансовый год, Калифорния и три других штата и вовсе приняли изначально несбалансированный бюджет. За пределами же ОЭСР, особенно в развивающихся экономиках, проблема поиска финансирования для государственных расходов стоит еще острее. Где же выход?
Читайте также: Бюджетный дефицит почти достиг предела>>>
Выход есть
В теории, если возникает разрыв между доходами и расходами, есть четыре способа решить проблему: урезать расходы, увеличить доходы, взять в долг или продать что-нибудь (то есть приватизировать, если речь идет о "латании" государственного кармана). Однако на практике выбор между этими вариантами обуславливается множеством "но".
Так, урезать расходы сложно, если одновременно стоит задача стимулировать потребительский спрос. Но Москва, которая ожидает, что бюджетные доходы РФ будут в этом году на треть меньше, чем в 2008-м, избрала именно такой путь для сокращения дефицита. Как заявил премьер России Владимир Путин по этому поводу: "Разумеется, делать это нужно будет очень взвешенно, очень аккуратно, тщательно выстраивая систему приоритетов и повышая эффективность использования бюджетных средств. Механического сокращения расходов мы не должны допустить и не будем этого делать. Но все, что не является абсолютно необходимым, нужно из бюджета вычищать". Правда, это не означает, что Кремль будет лишь сокращать расходы - как правило, в таких случаях используются комплексные подходы.
Для Украины вариант сокращения расходов в ощутимых масштабах мало реалистичен, правительство на него просто не пойдет. "На 80% расходы бюджета составляют текущие расходы. А их урезать практически невозможно, поскольку, как правило, все они каким-то образом завязаны на конституционных правах украинцев (образование, здравоохранение, социальная защита и т. д.). Одним словом, использовать данный вариант не представляется возможным, особенно в предвыборный год", - объясняет Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE-Украина.
Другой сценарий - возможность взять в долг - моментально отметается теми странами, у которых и так большая задолженность. А если и не отметается, то в долг им дают довольно неохотно (как, например, в Италии), или эта возможность исчерпывается довольно быстро (как это произошло с Великобританией, в кредитоспособности которой уже усомнилось агентство Standard & Poor's). Украина на данный момент отдает наибольшее предпочтение именно такому пути - оздоровлению экономики в долг. От мрачной перспективы оказаться в один прекрасный день "процветающей, но по уши в долгах" ее спасает то, что основные кредиторы нашей страны МВФ и Всемирный банк. "А у них основное условие - это использование выделенных денег на покрытие внешних долгов, - отмечает Дмитрий Боярчук. - Кроме того, внешние долги - один из приоритетов правительства, и они выплачивались бы в любом случае". Но щедрость международных организаций, как и их фонды, не вечна, поэтому украинскому правительству стоило бы взять пример с топ-менеджмента других стран и задуматься о других, менее тривиальных способах покрытия бюджетного дефицита. На них и остановимся.
Читайте также: Нафтогаз обвиняет Верховную Раду в срыве поступлений в госбюджет>>>
Увеличить доходы
Не применяя насильственные действия к бизнесу и населению увеличить доходы возможно лишь при нормальной экономической ситуации. Например, с целью охладить экономику, чтобы избежать негативных последствий перегрева. "В текущей ситуации жесткого кризиса поднятие налогов просто выльется в проблему неплатежей и роста теневого сектора, - утверждает Дмитрий Боярчук. - То есть возможности использования этого канала наполнения ограничены".
Впрочем, во многих странах вариант повышения налогов сегодня используется на "ура". Повсюду растут жилищно-коммунальные тарифы. В Венгрии, Ирландии и Израиле власти повысили НДС. Великобритания готовится повысить с апреля 2010 года ставку подоходного налога для граждан страны, зарабатывающих более 150 тысяч фунтов стерлингов в год, с 40% до 50%. А с сентября для британцев будут повышены акцизы на бензин - на 2 пенса за литр. Вдобавок, во многих странах "подпиткой" для бюджета стали курящие и потребители алкоголя. Так, весной Вашингтон в три раза повысил федеральный налог на табачные изделия - сигареты, трубочный и жевательный табак. Теперь американец, выкуривающий пачку в день, дополнительно заплатит за курение $225 в год. А Лондон повысил с конца апреля акцизы на алкогольную и табачную продукцию на 2%. В США акцент делают и на не столь значительных налогах. Так, штат Мэн повысил налог на продажу, ремонт авто, выгуливание собак и химчистку. А Южная Дакота увеличила сборы с прачечных. Не брезгует ничем и Эстония. Там, к примеру, вырос налог с оборота на культурные мероприятия, а также на оказание похоронных и ритуальных услуг. Одним словом, среди мелких налогов власти повышают те, которые касаются продукции или услуг, от которых очень сложно отказаться. Как, скажем, сделали с пивом в Украине.
Читайте также: Уманский назвал главные проблемы госбюджета>>>
Провести приватизацию
Как бы болезненно не реагировали в Украине на слово "приватизация", это действительно хороший источник наполнения дефицитного бюджета, которым не пренебрегают и за рубежом. Так, правительство Канады рассматривает возможность продажи принадлежащих государству активов, чтобы покрыть рекордный для страны дефицит бюджета. Как сообщает канадская газета The Glob and Mail со ссылкой на источники в правительстве, среди активов, выставленных на продажу, окажутся телерадиовещательная компания Canadian Broadcasting Corporation, оператор железных дорог VIA Rail и даже Королевский монетный двор Канады (Royal Canadian Mint). Помимо государственных корпораций, Оттава может выставить на продажу федеральные земли и объекты недвижимости стоимостью в миллиарды долларов. В их числе Королевская корпорация по погрузке каменного угля. В конце мая правительство Канады объявило о своем намерении искать покупателей, готовых приобрести бизнес по производству ядерных реакторов ведущей атомной компании страны Atomic Energy of Canada. В целом же в этом финансовом году правительство Канады намерено получить от приватизации или продажи активов до $4 млрд., чтобы преодолеть дефицит бюджета к 2013-2014 гг.
Правда, Украине брать пример с Канады не приходится. В текущих политических и экономических условиях этот источник средств здесь вряд ли применим. "Практически нет шансов, чтобы какой-нибудь инвестор захотел вложить деньги в собственность в Украине, - считает Дмитрий Боярчук. - Разве что по бросовой цене, но это, скорее всего, не устроит уже правительство". Впрочем, как показывает зарубежный опыт, простор для фантазии есть - была бы фантазия. А там можно и попытаться наполнить бюджет без "наседания" на МВФ и Всемирный банк. Тогда и спрашивать разрешения на "потолок" дефицита ни у кого не придется.
Елена Снежко