- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Аграрии возрождают грузовое судоходство на Днепре
корабелы спустили на воду первую баржу, построенную по заказу сельскохозяйственного предприятия "Нибулон". До февраля 2010 года зернотрейдер получит еще 15 таких суден.
"Семь футов под килем!" — звучит над доком судостроительного завода "Вадан Ярдс Океан". И под звуки оркестра о борт новой баржи разбивается бутылка шампанского. Такой традиционной церемонией николаевские корабелы отметили спуск на воду первого судна, построенного по заказу компании "Нибулон".
Это только первый шаг в реализации масштабного проекта крупнейшего украинского зернотрейдера (контролирует пятую часть экспорта зерна из Украины) по созданию своего флота для перевозки сельхозгрузов по Днепру.
"Компания готова вложить в этот проект $150 млн.", — рассказал "ДЕЛУ" Герой Украины, генеральный директор ООО СП "Нибулон" Алексей Вадатурский. На эти средства будут построены 24 баржи общей вместимостью 108 тыс. тонн, а также построены и закуплены 14 морских и речных буксиров. Кроме того, в рамках этого проекта "Нибулон" построит 7 элеваторов и речных терминалов в Полтавской, Черкасской, Днепропетровской и Запорожской областях. Уже начато строительство пяти из них в Полтавской области, причем двух — на Днепре. После завершения первого этапа строительства в новых элеваторах можно будет хранить 300 тыс. тонн зерна. А после окончания второго этапа, до июля 2010 года, емкость элеваторов вырастет вдвое.
На сегодня у компании "Нибулон" заключен с ОАО "Вадан Ярдс Океан" контракт на строительство первых 16 барж. Сейчас баржа "Нибулон-001" уже загружена зерном и проходит испытания в открытом море. Через две недели судостроители сдадут заказчику еще три судна. В начале октября спустят на воду следующие четыре, еще четыре будут готовы к концу ноября, а оставшиеся — в январе 2010 года.
Против монополии
Ведь сегодня удаленные от портов производители зерна теряют на том, что транспортировка их продукции по железной дороге стоит очень дорого. "Так, если в США и странах Европы затраты на логистику составляют около 12-16% от стоимости зерна, то в Украине — 35-39%. Причина тому — монополизация логистического рынка государственными структурами: "Укрзализныця", морской и речной транспорт диктуют те цены, которые хотят", — отмечает заместитель министра аграрной политики Виктор Бойко. — А как считает трейдер, он берет цену на FOB или на СIF (условия поставки товара. — "ДЕЛО"), отнимает затраты, которые он понес по перевалке зерна в элеваторе, транспортировке, перевалке в порту. В итоге из $150 производителю остается $90".
Создав собственный флот, "Нибулон" значительно удешевит логистику, и сельхозпроизводители тех регионов, что расположены по Днепру, смогут получить лучшую цену на зерно. Как утверждают в компании, экономия на транспортных затратах составит 50-70 грн. на каждой тонне. Для сельхозпроизводителей центрального региона, собирающих около 15-17 млн. тонн зерна, это почти миллиард гривен дополнительного дохода. Кроме того, появление зерновозов на Днепре поможет решить и проблему постоянной нехватки вагонов и автомобилей, загрузки магистралей. Так, только одна баржа "Нибулон 001", водоизмещением 4,5 тыс. тонн, заменит 180 грузовиков или 70 железнодорожных вагонов (это 2 состава).
Союз серпа и молота
На заводе "Вадан Ярдс Океан" на строительстве барж для "Нибулона" уже занято более 800 рабочих. Как рассказал генеральный директор предприятия Николай Романчук, сейчас на различных этапах готовности находится 12 барж. Весь металл и все комплектующие, необходимые для выполнения заказа, находятся на заводе. Одними из основных компаний-партнеров стали "Метинвест" и "ИСД". 70% комплектующих — от украинских производителей, остальные — из Дании, Голландии, Испании, Польши и Румынии.
Чтобы успеть сдать суда в срок, судостроители работают в три смены. Первую баржу построили за рекордный срок — всего за два месяца. "А ведь надо отметить, что это не простая баржа на 50 м, это специализированное судно длиной 90 м с уникальными характеристиками", — отмечает Романчук. Например, не имеет аналогов конструкция люкового закрытия. Оригинальная идея специалистов конструкторского бюро компании "Торола Дизайн Групп" позволяет отгружать зерно в дождливую и снежную погоду. Судно "река-море" может работать и во льдах. А при необходимости есть возможность достроить к нему машинное отделение, чтобы судно стало самоходным.
КОММЕНТАРИЙ
Главные проблемы – обмеление Днепра и противодействие Минтранса
Алексей Афанасьевич, по словам президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, украинские аграрии получат в этом сезоне хороший урожай — 36-37 млн. тонн зерновых и масличных и около 8 млн. тонн кукурузы. Планы на экспорт — 17-19 млн. тонн зерновых. Доля вашей компании в экспорте по-прежнему составит 20%?
Если украинский экспорт зерна будет около 20 млн. тонн, то каждая пятая тонна — наша. То есть 4 млн. тонн. Это минимальная задача. Такие объемы соответствуют уровню прошлого года (в прошлом году "Нибулон" экспортировал 4,5 млн. тонн. — "ДЕЛО"). При успешной реализации нового инвестпроекта по созданию флота и строительству элеваторов и речных терминалов доля нашей компании в экспорте Украины будет расти. Благодаря использованию новых технологий по сушке и обработке зерна его себестоимость будет значительно ниже, чем на старых элеваторах, конкурентоспособность "Нибулона" значительно возрастет, значит, и аграрии получат справедливую цену и больше доходов. Мы подсчитали: по итогам реализации нашего инвестпроекта АПК ежегодно дополнительно будет получать до 4 млрд. грн. И это без дотаций государства.
Что нужно, чтобы достичь таких результатов при экспорте зерна?
За спиной 45 лет любимого дела — работы с хлебом (выращивание, хранение и переработка). Кроме того, надо столько строить, сколько мы построили. И делать это красиво. Нужна безупречная репутация, тогда будут доверять как внутри страны, так и за ее пределами. Конечно, важно, чтобы в тебя верил коллектив. Поэтому зернотрейдер — это вторично, сначала в экономику страны было инвестировано 3 млрд. грн.
Как будете использовать баржи?
Будем перевозить по Днепру около 1 млн. тонн зерна в год — это из расчета 24 барж. Окупить строительство барж рассчитываем за 5 лет, а сроки использования такой баржи не менее 40 лет. Если честно, мы сами еще до конца не осознаем открывающиеся перспективы с созданием такого флота. Ведь зерно будем спускать вниз по Днепру, но и вверх по течению тоже надо эти баржи загрузить. Значит, есть чем заняться. Теми же, к примеру, контейнерными перевозками.
Какие банки выделяют средства и на каких условиях?
Экспортно-кредитный фонд Дании выделил 20 млн. евро на покупку современного оборудования для элеваторов и речных терминалов. Кредит дан на 5 лет под приемлемые процентные ставки. Причем правительство Дании на 95% покрывает страховку по этой финансовой операции. Средства выделяются через французский банк BNP Paribas SA. Кроме того, Мировой банк обратил внимание на наш проект и через Укрэксимбанк выделяет еще $10 млн. Это свидетельствует об уровне доверия к нашей компании. Деньги не всем дают, а только тем, у кого безупречная кредитная история.
Кстати, в целом инвестпрограмма рассчитана на то, что наше предприятие наконец-то получит разрешение Минтранса на проведение дноуглубительных работ на земельном участке земель водного фонда, прилегающего к нашему перегрузочному терминалу в Николаеве. Пока одни только разговоры, но, думаю, кто-то таки положит этому конец. Если есть еще люди, которые по-государственному мыслят в чиновничьих коридорах, а не мешают работать под видом защиты интересов государства.
При запуске зерновозов по Днепру с какими проблемами столкнетесь?
Для нас все это будет новое и неиспытанное. Но уже сейчас видим проблему обмеления Днепра. За годы независимости река обмелела, как говорят специалисты, на 1 метр. Здесь важна поддержка государства, ибо такие вопросы исключительно в государственной компетенции. Прежде всего, надо углубить дно Днепра в районе Днепропетровска. Иначе из-за недостаточной глубины баржи будут ходить в этом районе полузагруженными. Вот куда в первую очередь следует направить собранные государством канальные и другие cборы. Возможно, даже предоставить льготы при освоении Днепра как транспортной артерии.