НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,09

Минтрансу не удалось изгнать Ахметова из порта

Хозсуд Донецкой области стал на сторону компании холдинга «Метинвест» в споре с Мариупольским морпортом. Вердикт может стать прецедентом в судебных спорах властей со стивидорами
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Стивидорная компания «Скиф Шиппинг», входящая в структуру холдинга «Метинвест» Рината Ахметова, выиграла судебный спор у ГП «Мариупольский морской торговый порт» (ММТП). Причиной для разбирательства послужил договор о совместной деятельности, который стороны заключили в июле 2006 года.

В 2009 году Мариупольский морпорт по поручению Государственного департамента морского и речного транспорта Минтранссвязи подал иск в Хозяйственный суд Донецкой области с требованием расторгнуть документ. Однако в конце прошлого месяца в его удовлетворении истцу было отказано. В решении суда отмечается, что поручение ведомства не может служить законным основанием для разрыва договора, так как только стороны, его заключавшие, имеют право определять его условия и срок действия.

Кроме того, суд констатировал: апелляция морпорта в исковом заявлении к распоряжению правительства — безосновательна, так как в документе рекомендуется разорвать лишь те договоры, которые грозят государству отчуждением собственности и являются «неэффективными». Однако этого в ходе судебных разбирательств морпорт не смог доказать.

Для Рината Ахметова победа над Мариупольским портом крайне важна. Дело в том, что стивидорная компания «Скиф Шиппинг» является важным звеном логистической цепочки. Она обеспечивает перевалку грузов, которые идут на экспорт с основных металлургических предприятий холдинга «Метинвест» — «Азовстали», Енакиевского металлургического комбината, Макеевского метзавода и Харцызского трубного завода.

Эти два документа были указаны в исковом заявлении Мариупольского морского торгового порта (ММТП) в качестве причины, по которой он требует аннулировать договор со «Скиф Шиппинг». Тем не менее решение Хозсуда Донецкой области показало, что у Минтранса нет полномочий для того, чтобы обязать морпорты разрывать договоры со стивидорами в одностороннем порядке.

К тому же морпорт не сумел доказать, что «Скиф Шиппинг» посягает на госсобственность и работает неэффективно. По условиям договора, эффективность работы компании определяется объемами перевалки грузов. Согласно документу, «Скиф Шиппинг», начиная с 2006 года, за 10 лет обязалась довести перевалку металлогрузов на причале №10 ММТП до 1,8 млн. тонн в год. Суд постановил, что порт не сумел доказать, что это условие было нарушено. А следовательно, договор нельзя признать неэффективным.

Заложники Минтранса

То, что стивидорная компания работает эффективно, признают  и сами портовики. Как сообщил «ДЕЛУ» начальник по эксплуатации ММТП Юрий Балан, «Скиф Шиппинг» обеспечивает порту грузопоток в размере 200 тыс. тонн в месяц за счет перевалки металлопродукции.

Балан поясняет, что порт стал заложником ситуации. ММТП просил Минтранс сохранить договор о совместной деятельности в силе. Однако в просьбе было отказано. И после того как вопрос об аннулировании договора не удалось решить со стивидором мирным путем, ведомство обязало госпредприятие обратиться в суд.

Как сообщало «ДЕЛО» (№184 от 06.11.09 г.), всего сегодня в судах рассматривается 6 дел по договорам о совместной деятельности морских портов с частными компаниями. При этом до того как обратиться в суд, представители некоторых портов обращались в министерство, настаивая на том, что их устраивает форма сотрудничества с частными компаниями. Также портовики просили Минтранс рассмотреть возможность сохранения договоров о совместной деятельности с компаниями. Но по данным «ДЕЛА», ни один порт так и не получил разрешения от министерства. В итоге решение ведомства привело к тому, что украинские морские госпорты были втянуты в судебные тяжбы.

Эксперты отмечают: решение Хозсуда Донецкой области показывает, что единственная возможность у портов расторгнуть договор о совместной деятельности со стивидорами — это доказать неэффективность работы последних, которая и определяется самим договором. Если же условия документа не нарушаются, то Минтранс не имеет права требовать аннулирования такого договора.

Сильное звено Ахметова

Аннулирование договора о совместной деятельности «Скиф Шиппинг» с ММТП могло заставить «Метинвест» искать альтернативные порты для обеспечения экспортных отгрузок, которые сегодня идут через Мариупольский порт с основных металлургических предприятий холдинга. Так, за 9 месяцев 2009 года, по данным инвесткомпании Astrum Investment Management, Енакиевский меткомбинат, Макеевский метзавод и «Азовсталь» поставили на экспорт 3,61 млн. тонн металлопродукции. При этом около 70% этой продукции прошло через «Скиф Шиппинг». «Часть грузов могла уйти в Севастопольский порт — на «Авлиту» (стивидорная компания, входит в структуру «Метинвеста». — «ДЕЛО»). Я далек от мысли, что туда ушел бы весь груз. Но это была бы довольно большая часть», — отмечает Юрий Балан.

Однако такой вариант вряд ли стал бы выходом из положения для «Метинвеста». Холдинг не заинтересован в том, чтобы переориентироваться на другие порты. Во-первых, ММТП ближе всего находится к производственным предприятиям компании Ахметова. Основные металлургические активы «Метинвеста» расположены в Донецкой области, рядом с Мариупольским морпортом. И расстояние от каждого из заводов до порта не превышает 150 км. А, например, от крупнейшего предприятия холдинга — «Азовстали», которая расположена в Мариуполе,  до Севастопольского морпорта более 750 км. К тому же от Мариуполя нет прямой железнодорожной ветки до Севастополя. И все грузы придется везти через Донецк.

Во-вторых, Ринат Ахметов давно планировал на базе севастопольской компании создать терминал, который мог бы принимать импортный уголь. Напомним, в этом году «Метинвест» закрыл сделку по приобретению американской шахты United Coal. И именно через «Авлиту» должно будет поставляться сырье из США на украинские предприятия холдинга. Как ранее сообщала пресс-служба компании, общий объем инвестиций в угольный терминал должен составить 850 млн. грн. После реализации проекта перевалка металлопродукции будет занимать незначительную часть в общем объеме обрабатываемых компанией грузов. Поэтому для сохранения бесперебойных экспортных поставок «Метинвесту» принципиально важно было сохранить договор о совместной деятельности с Мариупольским морским торговым портом.