Александр Квиташвили: Что делать с коррупционерами? Сажать, сажать и еще раз сажать

Министр здравоохранения Александр Квиташвили рассказал изданию "ТОП-100. Крупнейшие медицинские компании Украины" о том, чего ждать от реформы системы здравоохранения, как побороть коррупцию и когда Украина начнет закупать лекарства через ВОЗ и ЮНИСЕФ

С чего и когда начнется анонсируемая вами медицинская реформа?

Реформа стартовала с начала 2015 года, и этот год станет переходным для системы здравоохранения Украины. Часть пакета законодательных изменений, касающихся государственных закупок лекарств, в феврале уже была передана на рассмотрение Верховной Рады. Следующий пакет будет направлен в парламент в марте. Изменения будут вноситься в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс с целью изменить принципы финансирования медучреждений. В целом же первый этап реформ рассчитан на шесть месяцев.

На чем будет сфокусирована реформа в первую очередь?

Первое и самое главное — это изменение системы финансирования медицины в Украине. Сегодня финансирование осуществляется по принципу койко-мест и штатному расписанию. Эта система не позволяет следить за качеством предоставляемых услуг, мы даже не знаем, какие именно услуги предоставляются в учреждениях здравоохранения по всей стране, так как нет системы отчетности. В настоящее время существуют 450 форм отчетности врачей о предоставленных услугах (количество обращений в день/месяц/год, диагнозы, медикаменты, выделенные на лечение, отчеты об операциях), которые необходимо заполнять врачам. Но фактически они не дают никакой информации. Необходимо, чтобы больницы отчитывались за предоставленные услуги — такая информация позволит нам лучше понять, сколько услуг мы можем купить за те деньги, которые выделяем больницам.

Но для того чтобы перейти от системы финансирования за койко-места к плате за конкретные услуги, необходимо внести изменения в законодательство, в том числе в Бюджетный и Налоговый кодексы; кроме того, необходимо пересмотреть госбюджет на 2015 год.

Из скольких этапов будет состоять реформа?

Всего будет четыре пакета изменений: новый подход к финансированию системы здравоохранения, автономия больниц, реформа первичной системы медицины и дерегуляция.

Вы часто говорите, что "деньги должны ходить за пациентом". Как на практике это будет работать?

Пациент будет самостоятельно выбирать больницу, в которой он хочет лечиться, и, следовательно, оплачивать услуги выбранного медучреждения. Со своей стороны государство будет выделять деньги больницам на лечение социально незащищенных групп населения, а также людей с хроническими заболеваниями. По предварительным подсчетам, Министерство здравоохранения будет финансировать предоставление медицинских услуг 1/3 всего населения Украины. Все остальные будут платить за медицинские услуги самостоятельно или пользоваться услугами страховых компаний.

Кто и как будет определять стоимость услуг больниц?

В настоящее время МОЗ занимается сбором информации о том, какие услуги предоставляются больницами, в каком количестве и по каким ценам. Параллельно работает группа финансистов, специализирующихся в сфере здравоохранения, которые занимаются расчетом стоимости услуг по стране. В своих расчетах мы будем ориентироваться на протоколы лечения Австралии, так как у этой страны самая современная программа протоколов лечения. Так, например, стоимость операций будет одинакова для всех пациентов и для всех больниц, которые будут предоставлять данную услугу. Ценовая разница будет возникать только в случае выбора дополнительных услуг (например, более комфортабельная палата).

Манипуляции могут возникнуть только в случае, если операция прошла с осложнениями. Конечно, такие операции будут стоить дороже, и есть опасения, что врачи будут манипулировать этим. Эту проблему нам удастся решить по мере внедрения страховой медицины, так как у страховых компаний есть механизмы борьбы с этим явлением. Например, некоторые страховые компании доплачивают больницам каждый месяц фиксированную сумму, если их процент осложнений не превышает 20% (средний показатель осложнений по миру).

Кто будет определять тех, кто нуждается в оплате государством медицинских услуг? Ведь здесь может возникнуть немало манипуляций со стороны пациентов.

Изначально мы будем опираться на списки незащищенных групп людей, которыми оперирует Министерство социальной политики, хотя я не уверен, что эти списки достоверны. Но нам нужно с чего-то начинать. Например, в Грузии система определения нуждающихся, созданная при помощи Всемирного банка, работает следующим образом: люди сами подают заявки на помощь, которые затем проверяют социальные работники (анализируя способ жизни и уровень доходов заявителя). Таким образом государство определят то количество людей, которым необходима бесплатная медицина.

Вы предлагаете предоставить медучреждениям автономию. В чем конкретно эта автономия будет выражаться?

Это не приватизация больниц, а предоставление им возможности зарабатывать деньги. Кроме получаемых больницей субвенций от государства, они смогут легализовать все существующие доходы. Таким образом мы хотим открыть доступ больниц к альтернативным источникам дохода.

Как в рамках реформы будет развиваться первичная медицина?

Первичную медицину мы будем развивать по европейскому принципу. Во многих странах ЕС (Великобритании, Хорватии) врачи первичной медицины являются частными предпринимателями, которые работают по контрактам с местными властями. У врача есть кабинет, который ему предоставляет государство, а его зарплата зависит от охвата населения и предоставляемых им услуг. В целом Украине необходимо 22 тыс. врачей первичной помощи.

Анонсируемая вами реформа предполагает сокращение числа больниц, в частности, ведомственных. По какому принципу будет проходить их оптимизация?

После внедрения всех этапов реформы мы планируем провести аудит всех государственных предприятий, которые находятся в ведении МОЗ. В нашем подчинении есть предприятия, которые зарабатывают деньги, есть и те, которые теряют. Государство не должно терять деньги на нерентабельных предприятиях.

Министерство здравоохранения в январе 2015 года заявило, что намерено продолжить проведение реформы системы здравоохранения, которая началась в четырех пилотных регионах Украины в 2011 году. Каковы результаты данного "пилота"? Почему было принято решение продолжить его?

Я считаю неправильным подход, когда новый министр приходит и говорит, что все, что было до него, было неверно. Реформа должна быть системной. Я посещал пилотные области — Днепропетровскую и Винницкую — и увидел, что результаты пилота хорошие, поэтому и было принято решение его продолжить. Единственное, что необходимо менять в этих областях, это подход к финансированию, и они уже готовы к этому.

Что больше всего тормозит реформу?

Есть желание простых людей что-то менять. Есть инициатива правительства, люди, которые знают, как это делать. А между ними — "сало", инертная масса, бюрократия и чиновники. Существует сопротивление со стороны людей, которые сейчас работают в медицине, они не заинтересованы менять правила игры.

Сейчас в Украине значительный акцент делают на проблемах с госзакупками, но для меня это просто ширма, за которой хотят спрятать все существующие проблемы МОЗ. Проблемы у нас гораздо глобальнее — это 400 тыс. коек, которые работают на 30%, это люди, которые продолжают платить за медицину, которая должна быть бесплатной.

Коррупция — сдерживающий фактор любой реформы, и чаще всего сами врачи (чиновники) поощряют ее существование. Как можно побороть коррупцию?

Есть два подхода в борьбе с коррупцией, и их необходимо применять одновременно. Первый — это уволить человека, попавшегося на взятке, и на его место поставить другого. Но результат от такого решения краткосрочный, ведь если внутри организации существует коррупционная схема, это только вопрос времени, когда человек начнет брать взятки.

Для того чтобы побороть коррупцию, необходимо менять всю функциональность системы. Необходимо изменить функции всех ведомств и жестко закрепить функции сотрудников на местах, чтобы у чиновника не было вариантов ответа на поставленную задачу, кроме как "нет" или "да". А также жестко закрепить сроки лицензирования или регистрации, чтобы у чиновника не было возможности манипуляции временем.

Но я не отказываюсь от показательных арестов — это необходимо. Сегодня человека, который ворует у государства, необходимо судить за измену родине. Страна находится в состоянии войны, все украденные деньги снижают обороноспособность страны. За это нужно сажать, сажать и еще раз сажать.

Вы наверняка согласитесь, что врачи берут взятки не потому, что им так хочется, а из-за неадекватно низких зарплат. Государство готово платить врачам столько, чтобы у них не было необходимости брать взятки?

Сейчас зарплаты рассчитываться от количества койко-мест, а не по фактически оказанным медуслугам. И неважно, сколько в больнице было проведено операций — 10 или 25, врач получит по факту от государства одинаковую сумму. Поэтому необходимо переходить от принципа финансирования больниц по количеству коек к финансированию по числу оказанных услуг. Если нам удастся изменить подход, то зарплата медперсонала будет зависеть от фактического объема предоставленных услуг, и она будет адекватной. Кроме того, после перехода к финансированию за количество оказанных услуг и предоставления автономии больницам медики сами будут заинтересованы как можно больше инвестировать в медучреждения, в покупку нового оборудования, ремонт помещений и т.д.

Как привлечь молодых людей к работе в государственном аппарате?

Никто не хочет идти работать за 3 тыс. грн, молодые люди не заинтересованы в этом. Для того, чтобы привлечь молодых специалистов, необходимо разрушить старые схемы, поднять уровень зарплат и уменьшить количество барьеров в работе. Молодежь необходимо заинтересовать.

В моих планах — организовать небольшую команду из молодых людей, до 10 человек, которые пробовались на работу в крупные консалтинговые, аудиторские компании. Я попытаюсь обеспечить им достойную зарплату, они же, в свою очередь, должны будут наладить работу финансовых отделов, аудиторскую работу в МОЗ. Это необходимо для того, чтобы в Украине сформировалось ядро молодых реформаторов.

Когда стоит ожидать внесения изменений в Закон "О лекарственных средствах", а именно упрощения регистрации лекарств, которые уже зарегистрированы в ЕС, США, Канаде?

Первая попытка не удалась, сейчас будет вторая. Мы будем интенсивнее работать с фармкомпаниями и объяснять им, в чем преимущества данного решения. Нам важно донести, что это решение не вредит местному производителю и импортеру, потому что зарубежные препараты, для которых упростят регистрацию, не конкурируют с произведенными на месте лекарствами.

Но принятие этого решения необходимо для того, чтобы Украина была связана с ЕС не только политически, но и экономически, посредством производства и торговли. Это также позволит нашему производителю выйти на европейский рынок.

Как вы относитесь к инициативе относительно запрета рекламы фармацевтических препаратов?

К рекламе медикаментов я отношусь негативно по разным причинам, хотя я и понимаю, что запрет вредит медийному бизнесу. Есть некоторые препараты, которые рекламировать в таком количестве и в таком объеме неправильно. Почему? Уровень самолечения в постсоветских странах — катастрофический. Люди самостоятельно лечат грипп, имеют свободный доступ к антибиотикам. Но мы должны понимать, что приняв несколько раз антибиотики 3-го поколения, человек становится резистентным (устойчивым) к ним, и найти потом для него лечение становится сложнее и дороже.

Для передачи госзакупок в руки международных организаций необходимо внести изменения в законодательство. Когда это будет сделано?

Три законопроекта, которые позволят наладить систему госзакупок через международные организации, уже зарегистрированы в парламенте (изменения в законы "О лекарственных средствах" и "О совершении государственных закупок", в Налоговый кодекс и госбюджет-2015 год. — Ред.). Надеюсь, что в ближайшее время эти законопроекты будут утверждены парламентом и мы сможем начать работу с организациями ООН.

Мы уже проводили консультации и с ЮНИСЕФ, и со Всемирной организацией здравоохранения. Препараты, которые они могут нам поставлять, в разы дешевле чем те, что закупались в Украине за последние годы. Если бы мы работали с ЮНИСЕФ и ВОЗ в прошлом году, мы смогли бы на 50% уменьшить расходы на закупку и, следовательно, смогли бы закупить препаратов на 50% больше.

Но самый главный результат, который мы получим, — это нормализация графика поставок лекарств, который не будет меняться из года в год.

С какими основными трудностями придется столкнуться в процессе налаживания тендерных закупок?

В области закупок лекарств и медицинского оборудования основная проблема заключается в том, что до сих пор нет базы данных. Мы не знаем реальной потребности по тем программам, для которых закупаем медикаменты и медицинское оборудование. В Украине закупки всегда отталкивались не от потребности, а от количества денег, которые есть в госбюджете. Это не отражает реальности.

Как будет решаться проблема с вакцинацией населения?

Вакцинация — самая больная точка в сфере украинского здравоохранения. Уровень вакцинации сейчас составляет всего 27% — это очень низкий показатель, который соответствует статистике африканских развивающихся стран. Для Украины такая ситуация недопустима, так как страна находится в центре Европы, и это серьезная проблема не только для нас, но и для ЕС.

Сегодня в Украине закупается 15 типов вакцин, из них восемь уже завтра мы могли бы закупать у ЮНИСЕФ, но, к сожалению, только четыре из них зарегистрированы на территории страны. В первую очередь нам необходимо провести регистрацию тех вакцин, которые используются в мире, и наладить их закупки.

Почему уровень вакцинации в Украине настолько низкий?

Проблемы начались в 2008 году, когда прошла волна агитации против вакцинации. Именно с этого момента начался сознательный отказ семей от вакцинации, и каждый год количество вакцинированных детей падало. Еще одной причиной постепенного отказа от вакцинации были претензии к стране-производителю вакцин, на тот момент это была Корея. В то же время разгорелся скандал, когда умер школьник от якобы вакцинации. И все сошлось в одно целое. Как результат, уровень вакцинации падает с каждым годом.

Когда Украине стоит ожидать введение страховой медицины?

Мы уже сейчас начинаем готовить систему к страховой медицине. Основная проблема в том, что покупка медицинской страховки облагается налогом. Для государства в денежном выражении это ничего не дает, для человека, наоборот, это негативный фактор. Необходимо, чтобы медстраховка перешла в расходную часть для людей, и тогда появится интерес ее купить.

Для того чтобы страхование заработало, необходимо разорвать заколдованный круг. Необходимо создать сеть больниц, установить цены на услуги, чтобы страховые компании смогли заработать. Также необходимо провести кадровую реформу и поставить во главе больниц финансистов.

Думаю, страховая медицина начнет работать через год или к концу следующего года.