- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
АМКУ признал тарифы "Укрзализныци" на аренду вагонов рыночными
Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) счел тарифы АО "Укрзализныця" на предоставление вагонов в аренду — рыночными и не усмотрел в их ценообразовании антиконкурентных действий.
Также в комитете уточнили, что цена за аренду вагонов УЗ сопоставима с ценами аналогичных вагонов частных операторов.
АМКУ констатировал, что "Укрзализныця" является естественным монополистом на рынке предоставления в аренду железнодорожного транспорта. При этом компания занимает почти 100% долю на рынке услуг локомотивов на ж/д путях общего пользования.
В связи с этим прослеживается конкуренция между "Укрзализныцей" и частными операторами на рынке услуг грузовых ж/д вагонов.
АМКУ сравнил среднерыночные арендные ставки на грузовые вагоны "Укрзализныци" и частных операторов. Данные получены по результатам опроса 70% участников рынка частных операторов подвижного состава, предоставляющих его в аренду. Средние цены с учетом НДС по состоянию на 1 сентября 2018 года представлены в таблице ниже.
Аренда |
Частные операторы |
"Укрзализныця" |
Крытого вагона |
753,6 грн |
817,2 грн |
Полувагона |
1102,8 грн |
720 грн |
Зновоза |
991,2 грн |
855,6 грн |
Окатышевоза |
883,2 грн |
907,2 грн |
Фитинговой платформы |
399,6 грн |
547,2 грн |
Цистерны |
300 грн |
684 грн |
Всего в Украине, по информации АМКУ, 181 тыс. грузовых ж/д вагонов. Из них большая часть — 105,3 тыс. (58%) принадлежит "Укрзализныце" и 75,7 тыс. — частным собственникам.
При этом, количество рабочих ж/д вагонов составляет всего 132,5 тыс., из которых 68,5 тыс. (52%) принадлежит "Укрзализныце" и 64 тыс. — частным собственникам.
Так, к примеру, в парке "Укрзализныци" 50 тыс. полувагонов, из них рабочих — 33,5 тыс.
По мнению АМКУ, доля "Укрзализныци" на рынке предоставления в аренду вагонов (относительно рабочего парка) составляет: 43% рынка полувагонов, 56% рынка зерновозов, 78% рынка крытых вагонов, 64% рынка цементовозов, 21% рынка цистерн и 54% рынка окатышевозов.
Чтобы решить сложившуюся ситуацию, в комитете предлагают:
- допустить частных операторов локомотивной тяги на ж/д пути общего пользования (для этого нужно разработать соответствующую нормативно-правовую базу);
- принять новую редакцию закона Украины "О железнодорожном транспорте";
- создать независимого регулятора в области транспорта.
Как сообщалось, в конце ноября 2017 года АМКУ объявил о проведении исследования рынка перевозки грузов железнодорожным транспортом (в том числе полувагонами). Целью было проверить, соблюдает ли "Укрзализныця" законодательство о защите экономической конкуренции, обеспечивая грузоотправителей полувагонами.
Напомним, что "Укрзализныця" увеличила ставки оплаты за использование собственных вагонов в пределах от 0,9% до 21% в зависимости от типа вагона. При этом больше всего выросли цены на аренду окатышевозов.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram