НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Аналитический обзор: Один из сдерживающих факторов роста стоимости нефти — увеличение ее добычи

С начала октября стоимость сырья на энергетических площадках Европы не превышала 70-долларовую отметку. Так, 9 октября стоимость нефти Brent составила $69,2 за баррель, а Urals — $69,1
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

из сдерживающих факторов роста стоимости сырья — увеличение добычи. Так, Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщает, что добыча нефти в мире в сентябре 2009 года увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем примерно на 310 тыс. баррелей в сутки и составила 84,9 млн. баррелей в сутки. Зафиксированный рост добычи позволил МЭА повысить прогноз по спросу на нефть в 2010 году снова. Напомним, что это уже третье повышение прогноза с начала 2009 года. По данным МЭА, по сравнению с 2009-м потребление нефти в будущем году вырастет на 1,7% — до 86,1 млн. баррелей в сутки.

Перебои с «дизелем»

Достаточно сдержанно на прошлой неделе вел себя и рынок нефтепродуктов. К концу первой декады октября особых изменений в Европе не наблюдалось. Стоимость премиальных бензинов и дизтоплива держалась на уровне более чем месячной давности: 9 октября бензин А-95 стоил  $640 за тонну.

На внутреннем рынке Украины помимо «горячих» точек на юге страны, образовавшихся в связи с остановкой как минимум на месяц Одесского НПЗ, в некоторых регионах возникла нехватка дизельного топлива. Причин точечного дефицита достоверно никто не смог назвать. На севере продолжал мучить «дизельный голод» в связи с работой вполоборота Мозырского НПЗ.

Причин возникшего дефицита дизтоплива не объясняют и данные о наполнении рынка. Сентябрь 2009-го проигрывает первому осеннему месяцу прошлого года всего 10%  по объемам топлива на рынке, что с учетом общей тенденции снижения потребления (в августе — 17 % по ДТ) выглядит вполне нормальным явлением. К тому же ожидается, что в октябре повторятся сентябрьские рекордные поставки импорта. Так, за первые пять дней октября в Украину уже поступило 27 тыс. тонн бензина и 19 тыс. тонн дизтоплива. Тем не менее о поисках качественного дизтоплива на рынке на прошлой неделе говорил каждый третий оптовик. Скорее всего, дефицит дизтоплива объясняется предстоящим повышением акцизов. Видимо, трейдеры решили придержать топливо, чтобы реализовать его после введения нового акциза, получив дополнительный заработок.

Возникшему спросу порадовались обладатели ресурса. В Кременчуге, к примеру, даже пришлось поднять цену на ДТ на 2% — до 6,5 тыс. грн. за литр. Буквально повезло тем импортерам, которые решились поставить большие объемы дизтоплива — продукта, который еще две недели назад не вызывал особого интереса.

В рознице объявлен «перекур»

Происходящие изменения в оптовом сегменте пока не нашли отражения на стелах АЗС. После нескольких этапов падений цен, наблюдавшихся в конце сентября — начале октября, розничный рынок преимущественно стабилизировался. Согласно мониторингу Upeco, к началу второй декады октября были зафиксированы следующие средние цены на АЗС по Украине (цена за литр): А-76/80 — 6,42 грн., А-92 — 6,94 грн., А-95 — 7,33 грн., ДТ — 6,00 грн.

Судя по всему, ритейлеры посчитали, что дальнейшее снижение необоснованно, хотя, откровенно говоря, снижать еще есть куда. Вопрос только в желании, которого у владельцев АЗС нет. Поэтому многие ожидают ценовых изменений в Европе, чтобы оправдать нелогичное, но такое желанное повышение.

Александр СИРЕНКО

аналитик Upeco

Читайте также:

"Лукойл" намерен через суд возместить убытки, возникшие из-за остановки НПЗ в Одессе

Нефтяники Азербайджана обосновались в Киеве

В мире заканчиваются запасы нефти