- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Аналитики не видят предпосылок для роста украинской металлургии
Отраслевой прогноз для отечественного метпроизводства, оглашенный на декабрьском балансовом совещании в объединении "Металлургпром", предусматривает на следующий год повышение объема выплавки стали в стране до 34,4 млн. тонн. Это на 5,6% больше предполагаемого итога-2012. (Ранее в объединении украинский стальной результат-2012 выводили в пределах 32,5 -33 млн. тонн). Расчеты госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ) также предполагают хоть и не столь заметный, но все таки рост-2013 для нашей металлургии. В интервью "Делу" директор УПЭ Владимир Власюк сообщил — по его ожиданиям, в следующем году черная металлургия страны может выплавить на 0,8-1 млн. тонн стали больше, нежели в нынешнем. Подъем в данном случае предполагается на уровне 2,5-3,1% относительно уровня стального производства Украины, который прогнозируют в УПЭ для нынешнего года (32,7 млн. тонн).
Умеренный пессимизм экспертов
Указанные прогнозы — на сегодня, по сути, единственные полуофициальные ориентиры работы отечественных метпредприятий в следующем году. В департаменте промышленности Минэкономразвития и торговли пока воздерживаются оглашать свои оценки развития комплекса на столь длительную перспективу. Не спешат, в большинстве своем, заявлять о производственных планах-2013 и в самих горно-металлургических компаниях Украины. Хотя в неофициальных беседах здесь также высказывают надежды на ощутимое улучшение ситуации для всего металлургического сектора страны. И общеотраслевое повышение выплавки стали на 1 млн. тонн — не самая еще высокая в этих высказываниях цифра предрекаемого роста год-к-году.
Ожидания подъема в 2013-м, которыми живет сегодня отрасль, вполне объяснимы. Текущий год черная металлургия Украины явно уже завершит с не менее чем 2 млн. тонн стального отставания от итога-2011. И это, минимум, шестипроцентное упущение в объемах выплавки на протяжении года, с одной стороны, позволяет металлургам надеяться на восстановление былых позиций в метпроизводстве. С другой же — вселяет мысль, что "хуже уже не будет". Мол, мировые макрооценки на следующий год содержат несколько более благоприятные индикаторы глобального экономического развития, нежели фактические показатели-2012.
Среди аналитиков инвесткомпаний, впрочем, оптимизма в этом отношении высказывается куда меньше. Они, если и прогнозируют некоторый подъем в отечественном металлургическом производстве, то не в столь заметных объемах, как это было указано выше. "На мой взгляд, в 2013-м выплавка стали в Украине может составить 33,3 млн. тонн, что предполагает рост на 2% год-к-году", — говорит Дмитрий Ленда, старший аналитик ИГ "Арт Капитал", увязывая свою оценку с некоторым улучшением ситуации-2013 в сфере экспортных продаж наших метпредприятий.
Другие опрошенные "Делом" эксперты остерегаются приводить даже столь умеренные цифры роста. Выплавка стали в Украине в 2013-м, если и будет восстанавливаться, то крайне медленно, полагает экономист отдела инвестиционного консалтинга ИК "Альтана Капитал" Александр Кушнарев. И то — далеко не факт. "По нашему прогнозу, совокупный объем производства стали в стране в 2013-м составит 32,3 млн. тонн против 32,4 млн. тонн, ожидаемых по итогам 2012-го", — говорит он, добавляя, что продемонстрировать прирост в годовой выплавке стали черная металлургия Украины не сможет в том числе "из-за высокой базы сравнения в первом и втором кварталах 2012 года".
"По итогам 2013-го производство стали в Украине, скорее всего, останется стабильным, с перспективой роста к 2014-му", — считает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. А эксперт горно-металлургических рынков Александр Макаров не ожидает даже и такого, "нулевого развития" в отрасли. Его сценарий, конечно, не предусматривает 5-6% сокращения в объемах стального производства, как по текущему году, но новых упущений для сектора он все же не исключает: "Вероятнее всего, выпуск стали в стране в 2013-м составит около 32 млн. тонн".
Год лишь фрагментарных позитивов
Неутешительные оценки украинского метпроизводства-2013 собеседники "Дела" обосновывают, в принципе, схожими макроаргументами. "Долговые проблемы в еврозоне, сохраняющаяся напряженность на Ближнем Востоке, ужесточение конкуренции на рынках Юго-Восточной Азии и слабость внутреннего рынка…", — перечисляет Александр Кушнарев. Данный список негативов, по его мнению, по-прежнему будет ограничивать повышение загрузки мощностей на украинских метпредприятиях.
Существует высокий риск того, что замедление экономического роста будет продолжаться на глобальном уровне и в 2013 году, дополняет Роман Тополюк. "Это будет происходить из-за рецессии в Европе и угрозы резкого сокращения бюджетных расходов в США. Единственная надежда возлагается на Китай; мир сегодня — в ожидании того, что в ближайшее время будут объявлены масштабные программы стимулирования экономики КНР. Однако смогут ли китайские лидеры остановить экономическое замедление своей страны, еще предстоит увидеть", — размышляет представитель Concorde Capital.
2013 год станет очередным после кризисного 2008-го, когда сталеплавильные предприятия вынуждены будут работать в условиях сокращения спроса на свою продукцию при очень низкой марже или с убытками, продолжает Тополюк. Загрузка метмощностей в мире, по его данным, сегодня составляет 70-75%; иными словами четверть металлургического оборудования остается невостребованным. "Долго так продолжаться не может. Поэтому в течение года усилится тенденция по сокращению мощностей, которая наблюдалась в 2012-м. А это означает закрытие или консервацию производств, уход с рынка отдельных игроков", — полагает аналитик.
Что касается менее продолжительных трендов, то, по его мнению, не исключено кратковременное улучшение ситуации со спросом (и ценами) на металлопродукцию в I квартале-2013 — за счет необходимости пополнения складских запасов металла. Однако кардинально положение вещей для отрасли это не изменит, "и к лету произойдет очередной сезонный спад", — предполагает собеседник "Дела". Рыночные колебания, по его убеждению, легче всего воспримут/переживут те украинские метпроизводители, которые располагают "подушкой безопасности" в виде вертикальной интеграции (от добычи сырья к выпуску готовой стальной продукции), либо же — возможностями по дальнейшему снижению себестоимости выплавляемой стали.
Неинтегрированные меткомпании, в свою очередь, смогут извлечь определенный позитив из ожидаемого участниками рынка снижения стоимости железорудного сырья (ЖРС) в среднем по следующему году. Даже несмотря на то, что параллельно этому данный сценарий предусматривает и удешевление металла. "Средние цены на сталь в 2013-м, скорее всего, будут ниже, чем по 2012-му. Однако в случае с показателями EBITDA ситуация видится лучшей, чем в целом по ожидаемой выручке (которая за 10 месяцев-2012 сократилась почти на 15% в сравнении с АППГ — Ред.) — из-за снижения стоимости ЖРС. Но получится ли у наших металлургов в 2013-м превзойти показатель EBITDA за 2012-й, оценивать не берусь", — комментирует Дмитрий Ленда.
Еще меньше денег
Хотя если рассматривать горно-металлургический комплекс (ГМК) Украины в целом, подчеркивает Александр Макаров, то в наступающем году его финансовое положение прогнозируется заметно более тяжелым, нежели в завершающемся. И это притом, что за три квартала 2012-го доналоговый убыток отечественных метпредприятий и так уже вырос в 11 раз (почти на 10 млрд. грн.) против января-сентября 2011-го.
"Прибыль и выручка явно будут ниже. EBITDA украинских горно-металлургических компаний в следующем году, вероятно, на треть будет меньше, чем по итогам нынешнего. Украинский ГМК с 2009 года всего лишь пользовался преимуществом доступа к собственной руде, а также — высокими ценами на рудную продукцию, установившимися благодаря ряду факторов (мировая олигополия в секторе и резкий дисбаланс спроса и предложения на ЖРС в Китае). По сути, наши металлургические заводы в этот период были в большей степени средством для экспорта дополнительных объемов руды — путем ее переработки в сталь, чем генерирующим прибыль бизнесом/сектором. В 2013-м этот "упавший на отрасль бонус" завершит свое действие. Цены на руду приходят к разумному уровню", — констатирует отраслевой эксперт.
А без "рудного бонуса", убежден Макаров, отечественный ГМК фактически не располагает какими-либо преимуществами на экспортных рынках. В подобной ситуации, указывает он, еще отчетливее проступают "конкурентные минусы" сталеплавильного сектора страны, а именно: "Низкокачественная металлопродукция, высокие расходы на электроэнергию, природный газ, повышенные тарифы на железнодорожные перевозки — с необходимостью довезти произведенный металлопрокат до конечного потребителя на значительное расстояние, а также нередко уплатить еще и импортную пошлину…"
Быть может, последний комментарий отчасти и сгущает краски в обрисованной аналитиками украинской метперспективе-2013. (Как, скажем, схожим образом их сгущают в последние месяцы и сами представители украинских горно-металлургических компаний, заводя речь о тех или иных мерах протекционизма для отрасли "в условиях кризиса".) Но то, что черную металлургию страны ждет еще один очень непростой год — сомневаться особо не приходится. Даже — в свете осторожных предположений о "некотором улучшении глобальных макроэкономических индикаторов со второй половины-2013". С нынешними предпосылками экспортных продаж неплохим итогом следующего года для сталеплавильной отрасли страны будет простое удержание уровня-2012 в виде 32,5 млн. тонн продукции. И то потому, что очень не хотелось бы вспоминать 2009 год с его секторальным провалом до неполных 30 млн. тонн сырой украинской стали.