НБУ курс:

USD

41,48

--0,01

EUR

44,75

+0,00

Наличный курс:

USD

41,49

41,39

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Автомобильная война: Украина может ввести ответные меры против России уже в эту среду

В среду на заседании Кабмина планируется введение 30% ставки на ввоз автомобилей из России как ответные меры на введение Россией с 1 сентября утилизационного сбора
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В понедельник премьер-министр Украины Николай Азаров раскрыл секрет поведения Украины в "автомобильной войне", которую нашей стране объявила Россия. Речь идет о введении соседями с 1 сентября утилизационного сбора. Он практически оставляет украинский автопром без внешних рынков сбыта, а убытки заводов исчисляются на уровне $400 млн в год. Но главное, проиграв войну за внешние рынки, украинское правительство решило отыграться на отечественных автомобилистах.

О том, что рынки стран Таможенного союза для украинских автопроизводителей закрываются, эксперты и бизнес заговорили еще два месяца назад. Попытки правительства повлиять на ситуацию, похоже, оказались тщетными. Поэтому Киев решил ограничиться не поиском новых аргументов на переговорах, а предвыборной мантрой соотечественников.

"Я думаю, что в отношении Украины такой сбор не будет введен", -–заявил на прошлой неделе Николай Азаров. Через два дня Россия ввела в отношении украинских авто новый налог.

Украинский ответ

Теперь же, чтобы выйти из сложившейся ситуации и сохранить лицо, в украинском правительстве решили ответить россиянам "зеркальными мерами". Уже на заседании Кабмина в среду планируется введение 30% ставки на ввоз автомобилей из России. Документ разработает Министерство экологии и природных ресурсов, у которого уже существуют "утилизационные наработки".

Такая же ставка на легковые авто, автобусы и грузовики введена и в России (с применением разных коэффициентов для различных транспортных средств). Этот налог, по подсчетам экспертов, сделает "бюджетный" легковой автомобиль в среднем дороже на $1 тыс. Но главное нововведение состоит в том, что автопроизводители Таможенного союза получили значительные льготы по его уплате (фактически, вообще не будут его платить), а украинские экспортеры должны будут заплатить сразу и все.

"Если мы тоже на российские машины введем какую-нибудь плату за утилизацию, то российские автомобили, которые приходят на наш рынок, будут стоить на $1 тыс. дороже, и украинцы не будут их покупать", — так прокомментировал ситуацию премьер-министр.

Отказ оправдан?

Однако отказаться от покупки российских автомобилей украинцам будет очень тяжело. На сегодняшний день Россия входит в тройку лидеров стран-импортеров транспортных средств в нашу страну. Как сообщают в ассоциации "Укравтопром", только в первом полугодии текущего года украинцы купили на $210,6 млн автомобилей российской сборки. Это на четверть больше, чем Украина продала за границу своего автотранспорта всем странам-партнерам.

"От "зеркальных" ответных мер Украины все равно больше выиграет Россия, так как наши авто на местном рынке не являются чем-то эксклюзивным. И при повышении на них цен россияне спокойно могут пересесть на похожие модели. А вот отказаться от автомобилей, собранных в России, Украине будет тяжело. Конечно, от "Лады" или УАЗ можно отказаться безболезненно — что уже и происходит. Но в России много заводов ведущих мировых автокомпаний, чья продукция специально "заточена" под рынок СНГ — выпускаются уникальные модели, устанавливается специальный клиренс под наши дороги и т.д.. Поэтому эти автомобили очень популярны в Украине", — рассказал директор компании Auto Сonsulting Олег Омельницкий.

По словам эксперта, в этой ситуации вряд ли отечественные производители рискнут повысить свои цены для украинских покупателей. Соглашается с таким прогнозом и собеседник издания в столичном автосалоне.

"За последние годы цены на украинские автомобили и так выросли. Причем (если мы говорим о легковых авто) они продаются в бюджетном сегменте, где люди считают каждую "копейку". Поэтому роста цен мы не ожидаем", — рассказал автодилер.

Провокатор

Президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что Украина сама спровоцировала Россию на "автомобильную войну".

"Уже из уст российских чиновников звучали заявления, что это ответ на спецпошлины, о введении которых заявило наше правительство летом. Тогда заявлялось чиновниками, что они помогут подняться нашему автопрому, а оказалось, что все наоборот. Но в конечном итоге кто стал жертвой этого противостояния? Простые украинцы, для которых вырастут цены. А в правительстве даже хвастаются, что соберут с налогоплательщиков по дополнительной тысяче долларов", — рассказал "Комментариям" Олег Назаренко.

Похоже, дошло понимание поспешности введения спецполшин (размер которых и сроки действия чиновники так и не назвали) и до украинского правительства. Так, один из идеологов пошлин — министр экономики Петр Порошенко — на днях заявил, что этот вопрос надо доработать. Но вот будет ли учитываться мнение простых покупателей в процессе "доработки" — большой вопрос.