- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Баталии вокруг медреформы: как будут реформировать систему здравоохранения в Украине
Медицинская реформа, несмотря на всю свою значимость для всех украинцев, никогда не стояла на первом месте ни у чиновников, ни у депутатов. Новый этап реформирования, который в 2014 году начал экс-министр здравоохранения Александр Квиташвили, а сейчас продолжает и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, не стал исключением. Так, первый пакет законопроектов (№ 6327, 6328, 6329 и 6347) даже не был включен депутатами в повестку дня сессии. Это произошло 18 мая 2017 года.
Почему не прошли законопроекты? Во-первых, депутаты были уверенны, что существующие законопроекты не продолжают уже запущенную реформу. Речь идет о законе №2309-д об автономизации медучреждений. "Документы, внесенные Кабинетом министров, должны были развивать и продолжать те первые шаги к реформам, которые мы сделали в этом зале (говорится о законе об автономизации больниц). К сожалению, эти законы не пройдут сегодня в зале в существующем виде",— заявил заместитель руководителя парламентской фракции "Блок Петра Порошенко" Сергей Березенко.
Во-вторых, депутатам не понравилось, что законопроекты не прошли полного публичного обсуждения. Не устраивал законопроекты и парламентский комитет по вопросам здравоохранения, которым руководит народный депутат от фракции БПП Ольга Богомолец. Отметим, что заместитель главы профильного комитета депутат Олег Мусий внес в ВР свои альтернативные законопроекты (№ 6327-1, 6328-1, 6329-1 и 6347-1) по медицинской реформе, которые также не были приняты народными избранниками.
В итоге, было предложено создать рабочую группу и внести правки в основные законопроекты до 6 июня. Позже стало известно, что вопрос медреформы будет вынесен на Национальный совет реформ, участие в котором принимал президент Петр Порошенко.
После всех трансформаций пакет законопроектов"похудел" до двух документов. Утром 6 июня Кабмин подал на рассмотрение ВР доработанные законопроекты. В частности, № 6327"О финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" и № 6329"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины". В тот же день они были внесены в повестку дня сессии.
Что изменится?
Для начала разберем первый законопроект №6327. Он направлен на изменения принципа финансирования медицинской системы. Согласно новому подходу оплачиваться будут медицинские услуги и лекарства для лечения конкретного человека, а не содержание больниц.
Разберем предметно, как это будет реализовываться. В законопроекте прописано ряд новых понятий и терминов, которые ранее не были определенны в украинском медзаконодательстве.
А вот какие медуслуги будут бесплатны каждый год — это в ручном порядке будет определять Кабинет министров Украины.
Начиная с 1 января 2018 года, Государственный гарантированный пакет будет покрывать все услуги и лекарства первичной и экстренной помощи, а также паллиативную медицинскую помощь. А вот вторичные (специализированые) и третичные (высокоспециализированные) медицинские услуги будут оплачиваться по сооплате. Непосредственная медицинская помощь будет бесплатна, а вот лечение и лекарства пациент будет закупать самостоятельно или использовать обязательный или добровольный страховой полис.
Как и декларировал ранее Минздрав, получить гарантируемый пакет услуг пациент сможет почти в любой больнице, вне зависимости от того частная она или государственная. Также медуслуги можно получить у врачей частной практики, развития рынка которых также прописано в законопроекте.
Для пациента система изменится следующим образом: жители Украины должны будут заключить договор с врачом первичного звена и при первых проблемах со здоровьем обращаться к нему. Важно отметить, что прописка не отыгрывает в этом процессе никакой роли. То есть выбирать врача можно по месту жительства, а не по адресу прописки.
А вот внутренняя работа больниц поменяется в корне. Все больницы, которые захотят предоставлять первичные медуслуги, а значит получать от государства финансирование, должны будут заключить договор с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ).
Что это за организация, и зачем она нужна? По сути это орган исполнительной власти, который заказывает у больниц медуслуги, оплачивает их, а также контролирует их выполнение. Законопроект предусматривает, что работу НСЗУ будет контролировать еще один новый орган — совет пациентского контроля. Отдельным пунктом прописаны правила отбора главы Национальной службы здоровья.
Это определенная ставка, которую государство будет платить больницам за предоставленные услуги пациенту. На всей территории Украины будут действовать единственные тарифы на медицинские услуги и лекарства. К примеру, ранее Минздрав предлагал платить 210 грн одному врачу первичной помощи в год за обслуживание одного пациента. В этом случае указанная сумма и будет тарифом. В случае, если это будет специализированная помощь, к примеру, операция по удалению аппендицита, то будет вводиться принцип сооплаты. В этом случае, тарифом будет считаться та часть оплаты, которую вносит государство. Она будет фиксированная и одинаковая для всех жителей страны.
Для того, чтобы определить единую тарифную сетку для всех видов медицинских услуг, на государственном уровне необходимо принять универсальные протоколы лечения. В законопроекте прописано, что в Украине признают международные клинические руководства.
Не забыли упомянуть в законопроекте и развитие электронной системы здравоохранения, которая будет внедряться на первичном звене и по ходу реформы распространится на все уровни системы.
Бюджет по-новому
Проект второго закона (№ 6329) вносит правки в Бюджетный кодекс Украины, которые позволяют сменить принцип финансирования медицинских учреждений.
В частности, предлагается расширить спектр расходов из госбюджета и включить в него новую программу по финансированию первичной, вторичной и третичной медицинской помощи. Объем финансирования будет рассчитываться согласно тарифам, установленным на все виды услуг.
Что касается местных бюджетов, то законопроект позволяет им тратить средства на свои нужды. Местные власти смогут развивать и поддерживать медучреждения в своих регионах, создавать необходимые для области программы по медицине. Отметим, что деньги местных властей не будут оплачивать медуслуги для жителей области, эти деньги будут идти из государственного бюджета.
Альтернативные законопроекты
Вместе с основными законопроектами в повестку дня сессии были включены и два альтернативных законопроекта № 6327-1 и 6329-1 авторства внефракционного народного депутата Олега Мусия. Если смотреть в целом, альтернативные законопроекты практически полностью дублируют документы от Кабмина, но все-таки содержат ряд важных отличий.
Как и в основных законах, альтернативные предполагают введения Государственного гарантийного пакета. Вот только определять какие услуги в него входят, предлагают не только Кабмину, но и Верховной Раде. Помимо этого устанавливается ограничение, что такой гарантированный пакет доступен только для граждан Украины.
Законопроект не предусматривает введения такого понятия, как тариф за медуслугу, а только регулирует методы оплаты и порядок их применения. По словам Александры Устиновой, члена правления "Центра противодействия коррупции", такой подход может привести к тому, что государству придется договариваться о размере оплаты услуг с каждой отдельной больницей, что влечет за собой не только сложности при формировании госбюджета, но и риск завышения цен со стороны больниц.
Отличается в альтернативных законопроектах и список предоставляемых услуг. К уже существующему перечню добавилась реабилитация и медицинская стоматологическая помощь. При этом в законопроекте не указано, какие услуги для пациентов будут бесплатны, а за какие будет вводится сооплата. В законопроекте сказано, что пациент получает те услуги, которые прописаны в договоре между ним и больницей.
Предусматривается в законопроекте и дополнительные условия финансирования больниц. К примеру, предлагается возмещать больницам дополнительные расходы при лечении пациентов.
И последнее отличие от основных законопроектов в том, что альтернативный не предусматривает введения международных клинических протоколов лечения.
На данный момент основные законопроекты находятся на рассмотрении профильных парламентских комитетов. В Минздраве ожидают, что они без проблем пройдут согласование и их будут рекомендовать к рассмотрению за основу и в целом уже завтра, 8 июня.
Если этого не случится, то завтра депутаты будут голосовать за законопроекты только в первом чтении и отправят их на доработку. Повторное голосование за законопроекты по реформе здравоохранения будет возможно только 22 июня.