НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Битва века: "Газпром" vs "Нафтогаз" — кто победил в Стокгольме?

Битва века: "Газпром" vs "Нафтогаз" — кто победил в Стокгольме?
Нафтогаз Украины" объявил о победе над российским национальным достоянием, "Газпромом". Москва не смолчала и объявила о своей победе — над "Нафтогазом". Кто одержал верх в судебной тяжбе?

Конфликты между двумя газовыми гигантами Киева и Москвы — НАК "Нафтогаз Украины" и АО "Газпром" — дело привычное. Редко новый год обходился без какого-то скандала — то кран перекроют, то газ чужой где-то найдут. Но зимой 2013-2014 года конфликт обострился не на шутку — НАК в силу политических обстоятельств не оплатил поставки газа. С тех пор газовые войны вышли на новый виток, в этот раз не демагогический, а судебный.

С июня 2014 года "Нафтогаз" и "Газпром" соревнуются в расчетах тарифов, подсчете денег и молекул газа, ораторском искусстве и глубине кошелька для зарплат лучшим юристам.

Компании начали со спора по оплате нескольких миллиардов кубометров газа, а закончили полным  пересмотром отношений во Стокгольмском арбитраже. Компании выставили друг другу счета: "Газпром" требовал с "Нафтогаза" свыше $56 млрд, "Нафтогаз" требовал $18 млрд.

Сегодня арбитраж после трехлетней тяжбы определил, кто кому заплатит, сколько и почему.

Кто победил — Украина или Россия?

Арбитраж не присуждает победу — он пытается урегулировать спор. В случае "Газпрома" и "Нафтогаза" — разбирается в претензиях двух предприятий по поводу контракта на поставку газа, заключенного в 2009 году.

О чем спорили?

"Нафтогаз" еще в июне 2014 года первым пошел жаловаться в арбитраж на несправедливые условия контракта с "Газпромом" от 2009 года: высокая стартовая цена ($486,5 за 1000 куб. м с 1 апреля 2014 года), обязательства выкупать 52 млрд куб. м газа в год ("бери-или-плати" — не важно, сколько реально требуется, нужно заплатить за весь указанный объем), а также запрет на перепродажу ненужного газа. С момента подачи иска суммарные требования "Нафтогаза" составили $18 млрд.

В ответ "Газпрома" потребовал соблюдение контракта — заплатить $56 млрд за уже поставленный газ и невыполнение обязательств по "бери-или-плати".

Кто-то из них победил?

Стороны получили то, чего добивались — "Газпрому" заплатят за поставленный газ $2 млрд, а "Нафтогаз" не будет платить за газ, который не получал — то есть покрывать те кубометры, которые россияне требуют по правилу "бери-или-плати".

Кроме того, урегулировали общую ситуацию по контракту — "Нафтогазу" и "Газпрому" установили цену на спорный второй квартал 2014 года — вместо $486,5 за тысячу кубов, которые рассчитывались из цен на нефть, Украина оплатит поставленный газ по $352 за 1000 куб. м — рыночной цене.

Кроме того, до конца контракта в 2019 году арбитраж откорректировал цену на газ для Украины до ликвидного европейского хаба, по-сути изменив так называемую формулу расчета стоимости газа, указанную в спорном договоре. Таким образом, благодаря пересмотру контрактной цены "Нафтогаз" сэкономил $1,8 млрд на газ, приобретенный в 2014-2015 годах.

В 10 раз снижены невыполнимые в нынешних условиях требования по объемам "бери-или-плати" — с 52 млрд куб. м до 5 млрд куб. м (контрактный объем — 5 млрд куб. м, минимальный годовой объем — 4 млрд куб. м). Это примерно половина нынешнего импорта газа в Украину: за 11 месяцев 2017 года "Нафтогаз" закупил в Европе 8,2 млрд куб. м.

Что не менее важно, арбитраж снял запрет на реэкспорт — перепродажу купленного у россиян газа в другие страны.

Решен вопрос и с поставками газа на территорию, подконтрольную "ДНР/ЛНР". "Газпром" заявил, что с 2015 года поставил в неконтролируемые районы Донецкой и Луганской области 5,7 млрд куб. м газа, и потребовал от Украины оплатить этот объем. В "Нафтогазе" сообщили, что получили счет на $1,3 млрд за поставки газа в ОРДЛО.

Арбитраж решил, что НАК "не должен платить за газ, якобы поставленный на временно оккупированные территории Луганской и Донецкой областей какому-либо другому лицу, чем "Нафтогаз". Поставки на оккупированные территории не учитываются в контрактные объемы НАКа. В противном случае, была серьезная вероятность, что "Газпром" учтет предоплату "Нафтогаза" в счет уплаты долгов за ОРДЛО.

Стокгольмский счет

Хотя по итогам спора заплатит "Нафтогаз" ($2 млрд — это фактический долг, который накопился у НАК за поставки в IV квартале 2013-го и II квартале 2014-го), стратегически победа осталась за ним: его обязательства перед "Газпромом" снижены до минимума, проблема поставок в ОРДЛО — снята, контрактная цена пересмотрена с 2014 года.

Зато у "Газпрома" есть свой повод для радости: арбитраж четко указал, что контракт не подпадает под европейское или украинское антимонопольное законодательство.

Это большая "подстава" Антимонопольному комитету Украины (АМКУ), который с 2016 года пытается взыскать с "Газпрома" штраф и пеню в 172 млрд грн (более $6 млрд) за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа в Украине.

О чем еще спорят?

Спор касался не только контракта на поставку газа в Украину. Киев инициировал разбирательство и по контракту на транзит газа через Украину в Европу. В отличие от цен на газ, которые зависели от цен на нефть, ставка за транзит была зафиксирована на одном уровне до конца контракта в 2019 году.

Ставка рассчитывалась из фактического бронирования на 10 лет всей мощности украинской газотранспортной системы в 170 млрд куб. м. Но в последние годы украинская ГТС была загружена максимум на половину возможностей, а в 2012-2013 годах — на треть. При этом российская сторона активно строила обходные пути для поставок своего топлива в Европу.

В "Нафтогазе" считают, что строительство обходных маршрутов (OPAL, Северный поток, Турецкий поток, анонсированный Северный поток-2) лишает Украину транзита российского газа. Поэтому и требует от "Газпрома" компенсировать упущенную выгоду — $16 млрд.

Проблема в том, что даже при низкой ставке российский транзит финансово выгоден "Нафтогазу".

Ежегодный доход от транзита газа через Украину — $2-3 млрд даже при нынешних объемах.

Но НАК настаивает, что украинское законодательство приближается к европейским нормам, и контракт требует пересмотра ставки, компенсации за сокращение объемов транзита, передачи контракта напрямую оператору ГТС.

Ответы на эти вопросы еще впереди — 28 февраля 2018 году арбитраж объявит свое отдельное решение по транзитному договору.